Мифы народов майя. Философские сказки индейцев майя Предания майя

То, что современное человечество имеет довольно детальное представление о мифологии майя, нельзя назвать полновесным чудом, однако что-то чудесное в этом всё-таки есть. В ходе испанской колонизации, особенно активной в XVI-XVII веках, прежде всего, уничтожались памятники языческого культового искусства, в том числе мифологические тексты. В настоящее время сохранилось всего четыре письменных источника, из которых можно черпать информацию о мифологических представлениях майя о мире, о богах и о самих себе. Наиболее полным и важным из этих источников является книга Пополь-Вух («Книга Народа»), созданная в середине XVI столетия на основе древних текстов и сказаний.

Творение мира

В мифологии всех народов наиболее важны и познавательны два сюжета: сюжет о творении мира и сюжет о появлении человека. Мир, согласно представлениям майя, проживает периоды существования и гибели, то есть присутствует концепция своеобразной реинкарнации всего мира. Первоначально же мир был созданин по прихоти вечных богов из ничего. Ныне существующий мир является продолжением прежнего мира, который окончил свой жизненный цикл в водах всемирного потопа. Нынешний мир появился в результате магической «операции» богов, которые с помощью особенно могущественных ритуалов «подняли» землю, покоящуюся на дне моря.

Ритуал этот был связан со священным светом или огнём (трактовки различаются), которыё и заставил воду отступить. На поднявшейся из пучины земли не было ничего, так что боги занялись её дальнейшим благоустройством, сначала создав всевозможные растения, которые и покрыли землю. Но богам было скучно на земле, на которой ничего не происходило, и они сотворили животных, которые также должны были выступать хранителями и слугами растений. Причём сначала они создавали мелких животных, потом травоядных, после них хищников, а затем духов гор (у майя духи гор входили в классификацию живых существ). Боги также наделили животных голосом, но, так как звери не обладали разумом и не могли воспользоваться им по назначению, им была определена участь быть в услужении и пользовании у более разумных и совершенных существ.

Появление людей

Такими «продвинутыми» существами стали, разумеется, люди, которые также должны были удовлетворить потребность богов в поклонении и почитании их. Правда, согласно мифологии майя, процесс творения людей вышел у богов долгим и строился по принципу проб и ошибок. Желая иметь разумное существо, которое бы почитало их, боги сначала создали человекоподобное существо из глины. У него были достоинства, оно умело говорить и обладало очень приятным, не похожим на звуки животных, голосом, но этот «пробный человек» был уродлив, не мог самостоятельно передвигаться, не имел глаз и разрушался под воздействием собственной тяжести и воды.

В следующий раз боги были умнее и сотворили человека из дерева. Эта модель оказалась куда удачнее, так как сочетала в себе разум с жизнеспособностью, смогла добывать себе средства для жизни, деревянные люди даже создавали между собой семьи и строил жилища. Однако эта версия человека не обладала памятью, деревянные люди не понимали, что своей жизнью они обязаны богам, не почитали их и думали лишь о своих потребностях. Поэтому боги уничтожили этих людей, наслав на них сначала дождь из пепла и горящей смолы, а затем гигантское наводнение (ряд специалистов полагают, что в этой части мифа отражены коллективные воспоминания индейцев о некоей древней природной катастрофе, сильном извержении вулкана или падении метеорита).

Третья попытка богов создать людей тоже сорвалась – в этот раз человек был создан из теста и был куда удачнее своих предшественников, но он не сумел правильно воспользоваться дарами природы и полезными предметами, в результате чего выродился и превратился в обезьяну. Но уж теперь боги, накопившие необходимый опыт, создали из маиса людей современного типа. Вернее, поначалу они даже перестарались – эти люди оказались слишком разумными, им были ведомы многие тайны мироздания, что могло угрожать власти богов (всезнающие люди могли просто отказаться поклоняться богам и возомнить себя богами). Поэтому боги отняли у людей часть знаний, наложив на них магическое заклятие, которое ограничивало знание людей лишь одной стороной мира (согласно верованиям майя, мир имеет четыре стороны (возможный современный аналог – измерения)). После этого боги создали для людей женщин, и с этого момента в мифологии майя и начиналась история человечества.

Загадки майя: открытие Америки опять переписывать?

Цивилизацию майя изучает большое число учёных, которые занимаются как анализом письменных источников (которые зачастую не так уж и легко расшифровать), так и поисками и интерпретацией археологических памятников. За последние несколько десятков лет изучение майя продвинулось далеко вперёд в первую очередь благодаря расшифровке алфавита этой цивилизации, однако загадок у майя всё ещё предостаточно. Правда, часть из этих загадок являются искусственными и с точки зрения специалистов не такими уж и загадочными.

«Откуда есть пошла майянская земля»…

Одной из наиболее эксплуатируемых сегодня «загадочных тем» является вопрос о происхождении майя. Наука, конечно, не располагает всеми данными и подробностями о процессе зарождения данной цивилизации, однако с её точки зрения особой тайны здесь нет. У учёных есть и письменные, и археологические источники, на основании которых история майя прослеживается вплоть до начала II тысячелетия до нашей эры. Именно тогда в Центральной Америке стали возникать первые поселения, которые впоследствии развились в города-государства майя (майя никогда не существовали в рамках единой империи). История довольно чётко прослеживает развитие майя вплоть до начала классической эпохи этой цивилизации, когда она достигла наивысшей точки культурного расцвета, а также политического, военного и экономического могущества.

Древняя исчезнувшая цивилизация майя оставила потомкам большое количество загадок и тайн. Эти племена, имевшие обширные познания в астрономии, математике и космологии, относились к наиболее развитым на всем южноамериканском континенте. Но при этом они активно практиковали человеческие жертвоприношения, а боги майя до сих представляются ученым чрезвычайно запутанной системой верований и представлений о мироздании. К сожалению, многие письменные источники того времени были безжалостно уничтожены конкистадорами. Поэтому имена богов майя дошли до исследователей в неполном варианте, многие из них за долгие десятилетия подверглись серьезным изменениям со стороны католических священников. А другие канули в Лету, так и не раскрыв ученым своего секрета. Несмотря на это боги ацтеков и майя, а также культы их восхваления продолжают тщательно изучаться и удивляют исследователей своей многогранностью.

Мир в представлении южноамериканских индейцев

Прежде чем перейти к рассмотрению пантеона этих народов, необходимо понять, каким образом складывались их представления об окружающем мире. Ведь боги ацтеков и майя явились прямым следствием космологии индейцев.

Большой трудностью для ученых, которые изучают жизнь майя, является огромное количество богов и их взаимосвязь с себе подобными и обычными людьми. Майя наделяли божественной силой не только природные явления, но и небесные светила, различные сельскохозяйственные культуры и животных.

Южноамериканские индейцы представляли мир как четырехугольную плоскость, по краям которой стояли деревья, символизирующие стороны света. Каждое из них имело свой собственный цвет, а в центре находилось самое главное дерево зеленого цвета. Оно проникало во все миры и связывало их между собой. Майя утверждали, что небеса состоят из тринадцати различных миров, каждый из которых населен своими божествами и имеет верховного бога. Подземные сферы тоже, по мнению представителей древней цивилизации, имели несколько уровней. В девяти мирах обитали которые устраивали душам умерших самые страшные испытания. Пройти их могли далеко не все души, в самом печальном случае они навечно оставались в царстве темноты и печали.

Интересно, что происхождение мира, как и его устройство, у майя имело несколько интерпретаций. Например, одни народы считали, что по углам мира находятся не деревья, а бакабы - четыре божества, держащие на своих плечах небесные миры. Они тоже имели разную окраску. К примеру, бакаба на востоке был окрашен в красный оттенок, а на юге - в желтый. Центру земли всегда соответствовал зеленый цвет.

У майя было весьма своеобразное отношение к смерти. Она считалась естественным продолжением жизни и очень подробно рассматривалась во всех своих ипостасях. Удивительно, но то, куда человек попадет после окончания земного пути, напрямую зависело от того, как он умрет. Например, женщины, умершие в родах, и воины всегда попадали в некое подобие рая. А вот естественная смерть от старости обрекала душу на скитания в царстве тьмы. Там ее ждали большие испытания, после которых она могла вовеки остаться в пределах мрачных богов смерти. Самоубийство не считалось у южноамериканских индейцев слабостью и чем-то запретным. Скорее наоборот - тот, кто сам наложил на себя в руки, попадал к богам Солнца, и вечно радовался своей новой загробной жизни.

Особенности майянского пантеона богов

Боги майя поражают ученых своей многочисленностью. По некоторым данным, их более двух сотен. Причем каждый из них имеет несколько воплощений и может представать как минимум в четырех различных ипостасях. Многие из них имеют жену, которая тоже является одним из воплощений. Этот дуализм прослеживается и среди богов индуизма и буддизма. Неизвестно, какая из религий была первичной и оказала влияние на другую, но ученым известно, что часть своих богов майя взяли из еще более древней культуры, о которой почти ничего не известно сегодня.

Удивляет при первом знакомстве с пантеоном божеств и тот факт, что большинство из них являются смертными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней истории и изображения божеств. Довольно распространенным было изображать их в разные периоды зрелости, причем старость символизировала не дряхлость и немощь, а мудрость. Питать богов необходимо было жертвоприношениями, ведь кровь жертв дарила им долголетие и энергию.

Боги небесных светил умирали чаще других, и перед новым появлением на небе они должны были в своем новом воплощении бродить по царству мертвых. Затем они вновь возвращали себе свой прежний внешний вид и возвращались на предназначенное им место.

Боги народов майя, изображенные на барельефах храмов и пирамид, при первом рассмотрении пугали ученых своим внешним видом и сложностью восприятия. Дело в том, что в культуре южноамериканских индейцев был принят символизм, и в каждое изображение вкладывался особый смысл. Часто боги выглядели как существа со звериными когтями, свернутыми клубками змей вместо глаз и продолговатыми черепами. Но их внешний вид не пугал майя, они видели в этом особый смысл, и каждый предмет в руках божества или на его костюме был призван закрепить его власть над людьми.

Календарь майя

Почти каждому современному человеку известен календарь майя, предрекающий конец света в 2012 году. Он вызывал массу научных споров и гипотез, но на самом деле являлся всего лишь очередным вариантом летоисчисления, которому майя, как рассказано в легендах, научились у богов. Боги племени майя научили их исчислять эпохи как временной промежуток, равный приблизительно пяти тысячам двумстам годам. Причем представители загадочной цивилизации были уверены, что мир уже жил и умирал ранее. Боги майя поведали жрецам, что сейчас мир переживает свое четвертое воплощение. Ранее он уже создавался и погибал. В первый раз человеческая цивилизация погибла от солнца, второй и третий раз - от ветра и воды. В четвертый раз погибель грозит миру от бога Ягуара, который вырвется из царства мертвых и уничтожит все живое на планете. Но на месте разрушенного возродится новый мир, отринувший все злое и меркантильное. Майя считали такой порядок вещей естественным и даже не думали о том, чтобы предотвратить гибель человечества.

Жертвоприношения в честь богов

Боги древних майя требовали постоянных жертвоприношений, причем довольно часто они были человеческими. Историки считают, что практически каждое служение божеству сопровождалось морем крови. В зависимости от ее количества божества благословляли или наказывали народ. Причем ритуалы жертвоприношения были отработаны жрецами до автоматизма, порой они отличались крайней жестокостью и могли поразить европейца.

Самые красивые молодые девушки каждый год назначались невестами бога плодородия - Юм-Каша. После определенного ритуала их живыми скидывали в глубокий каменный колодец вместе с золотом и нефритом, где они долго и мучительно умирали.

Согласно другому ритуалу, человека привязывали к скульптуре божества, а жрец вспарывал ему живот специальным ножом. Весь идол покрывался кровью, а затем тело жертвы окрашивалось в ярко-синий цвет. Белила наносили на область сердца, куда члены племени стреляли из лука. Не менее кровавым является и обряд вырывания сердца из еще живого человека. На вершине пирамиды жрец привязывал жертву на алтарь и вводил ее в состояние транса. Одним ловким движением жрец вспарывал грудную клетку и руками вырывал еще бьющееся сердце из тела. Затем тело скидывалось вниз, к ревущей в экстазе толпе.

Еще одним способом почтить богов была ритуальная игра в мяч. В конце игры боги майя обязательно получали свою долгожданную жертву. Обычно площадки, где сражались две команды, располагались в закрытом со всех сторон четырехугольнике. Стенами являлись стороны храмовых пирамид. Всем членам проигравшей команды отрубали головы и насаживали их на копья на специальной площадке Черепов.

Чтобы подпитывать своих богов между крупными ритуальными жертвоприношениями, жрецы майя постоянно пускали себе кровь, орошая ею алтарь. По нескольку раз в день они прокалывали себе уши, языки и другие части тела. Такое уважение к богам должно было расположить последних к племени и даровать им благополучие.

Главный бог майя, создатель всего живого

Бог Ицамна являлся самым важным божеством в майянском пантеоне. Обычно он изображался как старик с крупным носом и одним зубом во рту. Он ассоциировался с ящерицей или игуаной и часто изображался в окружении этих существ.

Культ Ицамна относится к самым древним, скорее всего, он появился тогда, когда майя еще почитали тотемных животных. Ящерицы в культуре южноамериканских индейцев считались священными созданиями, которые еще до появления богов держали своими хвостами небо. Майя утверждали, что Ицамна создал землю, людей, богов и все миры. Он научил народ считать, возделывать землю и показал важные звезды на ночном небе. Практически все, что умели делать люди, принес им главный бог индейцев майя. Он одновременно являлся божеством дождя, урожая и земли.

Спутница Ицамны

Не менее почитаема у майя была жена Ицамны - богиня Иш-Чел. Она одновременно являлась богиней луны, радуги и матерью всех остальных божеств майянского пантеона. Считается, что все боги произошли от этой четы, поэтому Иш-Чел одновременно покровительствует женщинам, девушкам, детям и будущим матерям. Она может оказать помощь при родах, но иногда и забирает в жертву новорожденных младенцев. У майя существовал такой обычай, согласно которому впервые беременные девушки отправлялись в одиночку на остров Космель. Там они должны были задобрить богиню различными жертвами, чтобы роды прошли благополучно, а малыш появился на свет здоровым и крепким.

Существуют легенды о том, что на острове довольно часто приносили в жертву юных девственниц и младенцев. Удивительно, но даже покровительница женщин, которая должна была быть трепетной и нежной, признавала человеческие жертвоприношения и питалась свежей кровью, как и все остальные божества майя.

Кукулькан, бог майя

Один из самых известных и почитаемых богов майя был Кукулькан. Его культ был широко распространен по всему Юкатану. Само имя бога переводится как "пернатый змей" и он часто представал перед своим народом в различных воплощениях. Чаще всего его изображали в виде существа, похожего на крылатого змея и с головой человека. На других барельефах он выглядел как бог с птичьей головой и телом змеи. Кукулькан управлял четырьмя стихиями и часто символизировал собой огонь.

На самом деле важнейший бог майя не был связан ни с одной из стихий, но он умело управлял ими, пользуясь как особым даром. Жрецы культа считались главными изъявителями воли Кукулькана, они могли напрямую общаться с богом и знали его волю. Тем более что он защищал царские династии и всегда выступал за их усиление.

В честь Кукулькана была построена самая величественная пирамида на Юкатане. Она выполнена настолько удивительно, что в день летнего солнцестояния тень от сооружения принимает форму крылатого змея. Это символизирует приход бога к своему народу. Многие отмечают, что в пирамиде совершенно особенная акустика - даже в полной тишине кажется, что где-то рядом кричат птицы.

Самый страшный из пантеона богов майя

Бог смерти майя, Ах-Пуч, был владыкой самого нижнего яруса подземного царства. Он придумывал для заблудших душ чудовищные кровавые испытания и часто любил наблюдать за ритуальной игрой в матч между душами индейцев и богами царства мертвых. Чаще всего он изображался в виде скелета либо существа, покрытого трупными черными пятнами.

Для того чтобы выйти из царства мертвых, необходимо было перехитрить божество, но майя утверждали, что за все время существования миров это удавалось всего лишь нескольким смельчакам.

Светлое божество небосвода

Майя были отличными астрономами, они много внимания уделяли Солнцу и Луне. От дневного светила зависело то, насколько урожайным будет год. А вот наблюдения за Луной и звездами позволяли индейцам вести календарь и отмечать дни ритуалов, жертвоприношений и посевных работ. Поэтому неудивительно, что боги этих небесных светил были одними из самых почитаемых.

Бог Солнца у майя носил имя Кинич Ахау. Он одновременно являлся и покровителем воинов, которые умирая, своей кровью питали бога. Майя считали, что Кинич Ахау в ночное время должен набираться сил, поэтому подпитывать его кровью необходимо ежедневно. В противном случае он не сможет подняться из тьмы и освещать новый день.

Чаще всего бог представал в виде молодого юноши с кожей красного цвета. Он изображался сидя с солнечным диском в руках. Согласно календарю майя, именно его эпоха началась после 2012 года. Ведь пятая эпоха целиком и полностью принадлежит Кинич Ахау.

Бог дождя Чак

Так как майя в основном занимались сельским хозяйством, то неудивительно, что боги солнца и дождя относились к верховному пантеону божеств. Бога Чака боялись и почитали. Ведь он мог даровать хороший и своевременный полив посевам, а мог и наказать засухой. В такие годы он получал жертвоприношения, исчисляемые сотнями человеческих жизней. Алтари не успевали просыхать от моря пролитой крови.

Чаще всего Чак изображался в ленивой полулежащей позе с большой жертвенной чашей на коленях. Иногда он выглядел как грозное существо с секирой, которой мог вызвать ливень и молнии, считающиеся спутниками хорошего урожая.

Бог плодородия

Юм-Каш являлся одновременно богом плодородия и кукурузы. Так как данная культура была основной в жизни индейцев, то от ее урожайности зависела судьба всего города. Бог всегда изображался юношей с вытянутой головой, которая переходила в початок. Иногда его головной убор напоминал кукурузу. По преданию, кукурузу подарили майя боги, они принесли с небес семена и научили возделывать Удивительно, но до сих пор ученые не нашли дикого предка кукурузы, от которого должны были произойти современные окультуренные сорта этого популярного и сегодня вида.

Как бы то ни было, но культура народа майя и его религиозные верования до сих пор до конца не изучены современными учеными. Они считают, что полученные с большим трудом знания о жизни южноамериканских индейцев являются всего лишь верхней частью айсберга, а вот настоящие достижения этой цивилизации, которые подведут к пониманию ее образа жизни, были безвозвратно уничтожены конкистадорами.

В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.

Майя полагали, что вселенная состоит из 13 небес и 9 подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света - востоку соответствовало красное дерево, югу - желтое, западу - черное и северу - белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором.

Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла.

В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа.

В настоящее время большинством ученых приняты и признаны следующие мифологические божества майя: бог дождя и молний - Чак (Chaak или Chac); бог смерти и владыка мира мертвых - Ах Пуч (Ah Puch); бог смерти - Кими (Cimi); владыка неба - Ицамна(Itzamna); бог торговли - Эк Чуах (Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных самоубийств - Иш-Таб (IxTab); богиня радуги и лунного света - Иш-Чель (IxChel); верховый бог, пернатый змей Кецаля - Кукулькан (Gukumatz); бог кукурузы и лесов - Юм Кааш (Jum Kaash); бог огня и грозы - Уракан (Huracan); демон подземного мира - Зипакна (Zipacna) и другие.

Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (в том числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице была площадка для игры в мяч, самая большая во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась стенами, а еще с двух - храмами. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием. Многие археологические открытия указывают на то, что она явно была связана с человеческими жертвоприношениями. На стенах, огораживающих площадку, рельефно изображены обезглавленные люди. Вокруг площадки расположились 3 платформы: платформа "Венеры" (Кецалькоатля) с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа Черепов. Огромные статуи Чак - Мооля изображают его полулежащим, с блюдом для жертвоприношений на животе. На платформе Черепов были установлены колья, на которые нанизывали отрубленные головы жертв.

Письменность майя.

Долгое время считалось, что майя были изобретателями письменности и календарной системы. Однако после того, как сходные, но более древние знаки были найдены в местах, удаленных от региона майя, стало очевидным, что майя унаследовали некоторые элементы более ранних культур. Письменность майя была иероглифического типа. Иероглифы майя сохранились в 4 рукописях (так называемых кодексах майя, три - в Дрездене, Мадриде, Париже, четвертый кодекс сохранился частично); они дают или изображения фигур, или соединены в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными изображениями. Календарные знаки и цифры сопровождают весь текст. Для разбора иероглифов много сделали Шелльгас (в «Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur Ethnologie», 1887).

Последний доказал, что группы иероглифов составляются из одного иероглифа, относящегося к изображенному в картине под ними действию, другого - иероглифически означающего соответствующего бога, и еще 2-х, сообщающих атрибуты бога.

Сами иероглифы - не соединения элементов, представляющих известный звук или звукосочетание, но почти исключительно идеограммы. Пауль Шелльгас систематизировал изображения божеств майя в трех кодексах: Дрезденском, Мадридском и Парижском. Список божеств Шелльгаса состоит из пятнадцати майяйских богов. Он определил большинство иероглифов, непосредственно относящихся к этим божествам и обозначающих их имена и эпитеты.

Как правило, тексты шли параллельно с графическим изображением сюжета. С помощью письменности майя могли фиксировать длинные тексты различного содержания. Благодаря усилиям нескольких поколений исследователей стало возможным прочтение древних текстов. Весомый вклад внес наш соотечественник, Юрий Валентинович Кнорозов, первые публикации которого на данную тему появились в начале 1950-х гг. В 1963 он опубликовал монографию «Письменность индейцев майя». В ней были воспроизведены факсимильным способом тексты сохранившихся рукописей (кодексов) майя, составленных, возможно, еще перед испанской конкистой, в 12-15 вв. и названных по тем городам, в которых ныне хранятся - Дрезденская, Мадридская и Парижская. В книге также излагались принципы дешифровки, каталог иероглифов, словарь языка юкатанских майя раннего колониального периода и грамматика языка майя. В 1975 в книге «Иероглифические рукописи майя» Кнорозов предложил чтение рукописей и их переводы на русский язык. Тексты кодексов оказались своего рода пособиями для жрецов с перечнем обрядов, жертвоприношений и предсказаний, относившихся к разным видам хозяйства майя и ко всем социальным слоям населения, кроме рабов. Краткие описания занятий богов служили указаниями, что делать соответствующим группам жителей. В свою очередь, жрецы, руководствуясь описаниями действий божеств, могли назначать время проведения обрядов, принесения жертв, осуществления тех или иных работ; они могли также предсказывать будущее.

Календарь майя

Для счисления времени майя пользовались сложной календарной системой, включавшей в себя несколько циклов. Один из них представлял сочетание чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев», имевших собственные названия. Был также в употреблении солнечный календарь с годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых» дней. Кроме того, майя пользовались так называемым длинным счетом, который, помимо 20-дневного месяца и 18-месячного года, учитывал 20-летний период (катун); период в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись и другие способы датирования. Все эти способы менялись во времени, что значительно затрудняет соотнесение дат, записанных майя, с европейской хронологией.

Алушем называли глиняного человечка, который охранял индейское поле с посевами, отпугивал воров и к тому же подшучивал над прохожими. Как-то раз один крестьянин решил соорудить алуша для охраны своих посевов. Размешав мокрую глину с медом, индеец вылепил небольшого человечка. Из остатков сделали пращу и собаку, Потом крестьянин тринадцать раз делал подношение богам в виде напитка сака. Так в алуша вдохнули жизнь.

Однажды в четверг два индейца майя отправились в лес. Уже к полудню у них не осталось питьевой воды, а работы еще было более чем достаточно. Поскольку они находились далеко от селения, то решили поискать воду в соседней пещере.

Чем дальше они продвигались в глубь пещеры, тем темнее становилось вокруг. Так и шли они в темноте, рискуя заблудиться в пещерном лабиринте. Вдруг один из них споткнулся обо что-то твердое и, наклонившись, нащупал какой-то непонятный предмет.

Однажды, как всегда работая в поле вблизи селения Усила, индеец услышал звук трех ударов по дереву. Он не придал этому большого значения и, закончив земледельческие работы, пошел туда, где обычно охотился. Но на этот раз охота была неудачной. К тому же он так устал, что, прислонившись к стволу, неожиданно задремал. Проснувшись, он увидел перед собой огромную лису. Все попытки догнать ее и тем более схватить, оказались тщетными.

Очень давно с одним человеком, бывшим в услужении у злого и коварного хозяина, случилась вот какая история. Как-то раз отправил хозяин своего слугу на поиски Батюшки Солнышка - так в тех краях ласково называли бога Солнца. Не хотелось тому выполнять это поручение, поскольку оставлял он дома одних свою красавицу-жену и маленьких детей. Но что делать: такова была воля его хозяина…

Так повелось, что в одном селении происходили таинственные истории. Как только кто-либо собирался жениться, как у него в день свадьбы исчезала невеста. А все было очень просто. Это с наступлением ночи с соседней горы спускался вниз страшный и могучий Сисимика-злодей и утаскивал очередную девушку к себе в пещеру, в глубь горы, куда никто не решался пробраться.

Много лет назад жил огромный орел, пожиравший людей и не дававший жить на земле. Однажды некий человек решил сразиться с животным и положить конец этому угнетению.

Для этого он вышел на открытую местность, вооруженный ножом, защитив свою грудь веревкой, обмотанной вокруг нее.

Задолго до прихода испанцев у великого касика майя (вождя) Тутуль Шиу имелась длинная-предлинная веревка. Если он намеревался побывать в другом селении, то ему стоило лишь отдать приказание, и веревка сама стремительно вытягивалась по воздуху до нужного места. Получалась дорога, по которой можно было быстро двигаться. Называлась эта чудесная веревка Туч рода Шиу, и все ее очень почитали.

Были в давние времена вестники, которые разносили послания.

Как-то двое таких вестников шли по лесу, когда уже стало смеркаться. В поисках ночлега они пришли к недостроенному дому. Взобравшись на чердак, они нашли там достаточно соломы и зарылись в нее, чтобы выспаться.

А в полночь в дом нагрянула нечисть – шиба.

Его фраза актуальна и по сей день. Весь мир, накрученный многочисленными телепередачами и статьями в газетах о Конце света, который предсказали Майя, взбудоражен этой новостью. Книги Майя написаны тайным языком суйва. Нужно сказать, что многие факты о предсказании разных событий, которые якобы были описаны жрецами Майя - выдуманы, так как не так просто разгадать те «закорючки» которыми они зашифровывали свои послания. В священной книге Майя «Чилам Балам» есть целая глава, в которой есть практически инструкция для расшифровки этого языка, но она довольно сложна и не многим подобная книга попалась в руки для изучения. Тем не менее, при расшифровке книг Майя, удалось узнать много удивительных вещей.

Легенда, открывающая будущее.

Когда читаешь книги, написанные майянцами, не всегда можно понять, где речь идёт о прошлом, а где о будущем. Так и получилось с главой, которая в большинстве переводов называется «Ритуал ангелов». Среди многих текстов индейцев этот, пожалуй, один из самых таинственных и запутанных. В нём написано о семи «Ночах», которые сменяют друг друга. В начале текста каждой «ночи» говорится о том, как божественный дух погружается во тьму, а когда ночь заканчивается «обретает свою божественную силу внутри себя». У каждой из семи ночей есть свой ангел. На первый взгляд, всё это выглядит не понятным и запутанным, но если применить к этим предсказаниям тайный язык суйвы, то становится ясно, что «Семь ночей» это семь Майянских эпох. Из них четыре уже прошли, а пятая (в которую мы живем) обретёт своё завершение 21 декабря 2012 года. Следующие две эпохи наступят в будущем, если верить писаниям индейцев Майя. Но и имена самих ангелов тоже о многом могут рассказать.

Имена ангелов.

Первый ангел назван «Идущий в холода». Каждая эпоха по календарю майянцев имеет длительность 5125 лет. Так как наша, пятая эпоха, близится к своему завершению, понятно, что первая «ночь» началась 25-26 000 лет назад. И удивительно следующее, согласно информации современной геологии, как раз на это время приходится начало заключительной фазы оледенения (Осташковское оледенение). Тут имя ангела «Идущий в холода» отражает реальность.
Второй ангел «С короткими волосами», тут ничего интересного, а вот третий ангел называется «Тающий мороз!», - время окончания ледникового периода. Эти поразительные совпадения говорят о том, что Майя действительно вели свой календарь еще с каменного века и отражали события такой давности. За ангелом «Тающий мороз» следует «Безбожный глаз», в след за которым ангел нашей эпохи «Лгун». Почему «Лгун»? Может потому что наше время, это время политики?

Что грядёт…

Так как конец каждой эпохи знаменовался какими-то значительными переменами, например, предыдущая закончилась разрушением древней цивилизации, не удивительно, что к окончанию эпох Майя относились, мягко говоря, настороженно.
Конец нашей эпохи знаменуется следующими словами ангела «Лгуна»: «Теперь я пойду….теперь я бог, я владыка!». Пророческие тексты говорят о том, что начиная с нашей эпохи, все последующие будут являться продолжением предыдущих, и не будут сопровождаться разрушениями. Так что, видимо, краха цивилизации не будет. К тому же, если все прошлые «Ночи» названы Майя «бесконечными и беспросветными», то 6-я и 7-я эпохи заставляют смотреть в будущее с осторожным оптимизмом. По крайней мере, их имена звучат обнадёживающе: 6-я эпоха «Надежда», а седьмая «Вдохновение».

Правда или не правда?

Правдивы ли предсказания Майя? Поживем, увидим - ждать то осталось совсем не много. Но у нас все же есть для вас хорошая новость, нам удалось найти свидетельства того, что окончания эпохи приходится вовсе не на декабрь 2012 года, а согласно словам пророка Балама, именем которого и названа священная книга майя «Чилам Балам», время эпохи Пятого Солнца закончилось около года назад и мы живем в «переходный период».

То есть, если верить предсказаниям Майя, то ждать катастрофы и краха цивилизации не стоит. Индейцы видели окончание нашей эпохи «восходом солнца» и верили, что после неё люди пробудятся и обретут духовное совершенство, бессмертие и неимоверную силу. В любом случае, вера в такое предсказание намного приятнее, не так ли?

Загадочное и неизведанное всегда вызывает у нас интерес Мир сновидений - тоже очень загадочен.