Арабская весна: истоки и участники. Общая тетрадь Страны арабской весны

Понятие «Арабская весна» появилось относительно недавно. Под этим выражением понимают совокупность политических перемен радикального характера, которые произошли в ряде стран Северной Африки (Магриба) и Ближнего Востока весной 2011 года. Впрочем, временные рамки событий гораздо шире. В ряде арабских стран эти действия относятся к январю этого года, а в Тунисе они произошли еще в декабре 2010.

Из-за чего началась Арабская весна? Причины ее кроются не только во внутренних проблемах этих стран. На самом деле феномен связан с международными событиями, которые развернулись в регионе, обладающем существенными запасами нефти и газа. относятся к потребление которых постоянно растет. Сражение за них на Ближнем Востоке и в Магрибе стало важной частью этой борьбы современности.

Существует две группы контроля геополитического пространства и ресурсов: панельные и точечные. Первая позволяет осуществлять господство во всем объеме данного пространства, вторая - в его ключевых точках. В географическом плане контроль панельного типа осуществляется исключительно посредством силового захвата - войны. Но открытая форма завоевания сегодня в рамках следования концепции прав человека недопустима. Поэтому было найдено три способа обойти эту ситуацию.

В том случае, который назвали «Арабская весна», анализ приводит к выводу о применении всех трех способов. Это (1) использование в интересах агрессора лимитрофных государств, (2) «гуманитарная интервенция» под предлогом защиты прав человека, (3) преэмптивная война с использованием технологии «цветных революций». Преэмпция - это силовое действие на опережение, суть которого состоит в применении насильственных мер с целью предотвращения потенциальной угрозы терроризма.

Такое тройное воздействие можно назвать только войной, а не каким-либо другим более нейтральным термином. Арабская весна стала способом захвата ресурсов с полным подавлением сопротивления их собственника и использованием захваченного в интересах интервентов.

Нужно понимать, что ни одно социальное преобразование в стране невозможно без объективных предпосылок. Часто ими становятся коррупция власти, бедность населения, другие проявления социальной несправедливости.

Арабская весна характеризовалась «кучностью» цепочки «революций», что заставляет предполагать существенную роль именно внешнего воздействия на политические процессы в этих странах, базирующегося на существующем социальном недовольстве людей. В результате «арабских революций» у власти оказались умеренные исламисты. А это важный довод для постоянного присутствия военных сил «развитых демократий» в названных странах и в регионе в целом.

Таким образом, Арабская весна - это не революции, это государственные перевороты. Политологи считают, что эти события являются «стрелой», летящей в Китай, Индию и Японию, обладающих Первой страной, в которой произошли события "весны", стал Тунис. Затем «стрела» полетела в Египет, Ливию, Сирию, государства Закавказья, Центральную Азию, Россию.

Арабская весна стала важной технологией борьбы США и стран «золотого миллиарда» против Японии, Китая, Индии, а также и ЕС как основных центров силы современного мира.

2011 год войдёт как год «арабской весны» - народных волнений, прокатившихся в целом ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, принесших сокрушительные политические и социально-экономические изменения в этих странах.

Начало «арабской весны» было положено в январе 2011 года в Тунисе, где после бурных уличных демонстраций протеста президент Бен-Али, управлявший страной 23 года, был вынужден отказаться от власти и бежать в Саудовскую Аравию.

В январе-феврале волнения перекинулись в Египет, Бахрейн, Йемен, Ливию, Сирию, где проходили массовые демонстрации против существующих режимов, организованные оппозицией. В Тунисе, Египте, Бахрейне и Йемене главными причинами антиправительственных выступлений стали внутренние факторы: социально-экономический кризис, коррупция правящей верхушки, отсутствие реальных демократических свобод, этноконфессиональные противоречия. Государственные перевороты в этих странах произошли без открытого вмешательства извне и относительно бескровно.

В Ливии и Сирии, в отличие от Туниса, Египта, Бахрейна и Йемена, не было острого социально-экономического и политического кризиса. Главным фактором противостояния в этих странах являлись вооруженные оппозиционные группировки, желающие свергнуть существующую власть, и организовывавшие народные демонстрации по самым различным поводам.

Муаммар Каддафи и Башар Асад не пожелали идти на поводу у народных волнений и вступили в открытую вооруженную конфронтацию со сторонниками преобразований. При этом решающую роль в противостоянии сыграл внешний фактор - поддержка оппозиционных сил извне.

Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия

Причиной волнений, начавшихся в Ливии 15 февраля 2011 года, стал арест правозащитника Фатхи Тербиля (позже отпущенного на свободу), выступавшего официальным представителем родственников жертв массового убийства заключённых тюрьмы «Абу Салим», погибших (аж) 29 июня 1996 года, когда заключённые выступили с протестом против условий содержания. 17 февраля в городах Бенгази, Бевида, Зентан, Ружбан и Дерна начались массовые выступления, проходившие под лозунгами "Люди хотят свержения режима", которые быстро переросли в беспорядки. Протестующие нападали на полицейские участки и казармы, захватывая и теряя при этом статус демонстрантов. Вскоре в ходе массовых выступлений с обеих сторон появились убитые и раненые. Часть правительственных войск перешли на сторону мятежников и призвали начать марш на Триполи, в котором собиралось принять участие до 5000 человек.

За период с 18 февраля по 18 марта войскам, оставшимся верным Каддафи, удалось перехватить инициативу и начать успешное контрнаступление на отдельных участках фронта. В ночь на 18 марта Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 1973 от 17 марта (по нью-йоркскому времени), разрешающей применение вооруженных сил, входящих в НАТО, в Ливии, исключая наземное вмешательство. За данную резолюцию проголосовало десять стран. Пять стран, среди которых была и Россия, воздержались, против не голосовал никто.

Владимир Путин, в то время премьер-министр РФ, высказался о резолюции так: «Эта резолюция Совета безопасности, безусловно, является неполноценной и ущербной… Сразу станет ясно, что она разрешает всем предпринимать всё, любые действия в отношении суверенного государства… И вообще, это мне напоминает средневековый призыв к крестовому походу». Также он охарактеризовал политику США по вмешательству в конфликты в других странах как устойчивую тенденцию, в которой нет «ни совести, ни логики»… Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков уточнил, что высказанная Путиным оценка ситуации вокруг Ливии была его личным мнением.

Через несколько часов после этого с заявлением выступил президент РФ Медведев, который призвал быть осторожными в оценках ситуации в Ливии и назвал недопустимым и неприемлемым использование выражений типа "крестовый поход", которые, по его мнению, "по сути, ведут к столкновению цивилизаций". Позицию же России, поддержавшей резолюцию, охарактеризовал как адекватную реакцию на "безобразное поведение ливийского руководства по отношению к собственному народу". Самого Каддафи Д. Медведев назвал "нерукопожатным лицом", с которым бесполезно разговаривать.

19 марта (в 16.00 по местному времени) французские истребители вошли в воздушное пространство Ливии, совершив воздушную разведку с целью подготовки интервенции. А в 16.45 началась операция войск НАТО под кодовым названием "Рассвет одиссеи" (Operation Odyssey Dawn), в которой принимали участие США, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Испания.

Результаты этой интервенции, вылившейся в полномасштабное семимесячное вооруженное противостояние с участием авиации НАТО, общеизвестны. Режим Муаммара Каддафи был свергнут (Каддафи был убит 20-го октября 2011 года), но чрезвычайно высокой ценой. Война в Ливии принесла многочисленные разрушения инфраструктуры, унесла жизни десятков тысяч человек, разделило население на враждующие кланово-племенные группировки, остановила работу большей части общественных учреждений.

Сейчас в Ливии действуют два противоборствующих правительства, и «Исламское государство»* поспешило воспользоваться сложившейся ситуацией. Теперь в стране функционируют тренировочные лагеря боевиков. 3 марта 2016 года представитель генерального секретаря ООН в Ливии Мартин Коблер заявил: «Боевики террористической группировки «Исламское государство»* в Ливии представляют всё большую угрозу как для самой страны, так и для всей Северной Африки и других регионов».

Госсекретарь США Джон Керри во время слушаний в американском конгрессе в конце февраля текущего года на вопрос о Ливии ответил, что эта страна находится на грани распада. «Последние месяцы мы прикладываем все усилия, чтобы сформировать единое правительство в Триполи. Если противоборствующие силы в стране не объединятся, Ливия станет недееспособным государством», - сказал он.

Сирийская Арабская Республика

Беспорядки в Сирии начались 15 марта 2011 года в Дамаске и Алеппо. Протесты были вызваны лишением свободы и, якобы, пытками нескольких молодых студентов, которые были арестованы за написание антиправительственных граффити в городах "Люди хотят падения режима". В последующую неделю беспорядки перекинулись и на другие города, увеличиваясь в размерах. 20 марта в южном городе Даръа, который сирийская оппозиция иногда называет «колыбелью революции», протестующие сожгли местную штаб-квартиру правящей партии Баас, здание суда города и здание телефонной компании. В ответ на эти действия силы безопасности открыли огонь по протестующим толпам. В тот день были убиты 15 демонстрантов и 7 полицейских.

Акции протеста продолжились 23 марта возле мечети аль-Омари. Несколько вооруженных оппозиционеров напали на остановившуюся возле мечети санитарную машину, в результате чего были убиты водитель машины, врач и спасатель. Сотрудники сил безопасности открыли огонь по нападавшим боевикам, часть из которых укрылась в мечети. В результате операции по обезвреживанию боевиков силами безопасности мечеть была занята и в ней найдены спрятанные боеприпасы. При этом погиб один сотрудник сил безопасности. В дальнейшем, против демонстрантов, проводивших акцию протеста у мечети, был применен слезоточивый газ. В ходе беспорядков погибли 5 человек.

Со временем протестное движение перекинулось на большую часть сирийских городов. Основными требованиями оппозиции были: отставка президента Башара Асада, отмена режима чрезвычайного положения (действовавшего с 1962 года) и проведение в стране демократических преобразований. К лету 2011 года противостояние между властью и оппозицией переросло в полномасштабный вооружённый конфликт.

Сложившейся в Сирии ситуацией не преминули воспользоваться США. Сирия уже давно имела статус враждебной Соединенным Штатам державы. Отношения Вашингтона с этой страной резко ухудшились в 2000 году после прихода к власти 34-летнего Б. Асада. Тогда же американское руководство обвинило сирийское правительство в том, что оно представляет собой угрозу с точки зрения распространения ОМП, в том числе ядерного. По отношению к этой стране США ввели односторонние экономические санкции. Официально было объявлено, что Дамаск причастен к поддержке терроризма и потому США безоговорочно поддержало повстанцев из сирийской оппозиции, несмотря на то, что большая их часть так или иначе была связана с террористической организацией "Аль-Каида". Подавляющее большинство европейских стран и стран ЛАГ выступи на стороне США.

На протяжении последующих четырех лет США, под разными предлогами, неоднократно пытались инициировать военную интервенцию в Сирию с участием стран НАТО. Однако, каждый раз Россия и поддерживающий ее Китай заявляли, что ситуация в Сирии, несмотря на обострение и напряжённость, не представляет угрозы международному миру и безопасности, и призывали мировое сообщество воздержаться от вмешательства во внутренние дела этой страны. Так в июне 2012 года глава МИД России Сергей Лавров в ответ на заявление президента Франции Франсуа Олланда о возможности военного решения конфликта, если оно будет проведено в соответствии с международным законодательством, предупредил, что Россия поставит сирийскому правительству современные системы ПВО и будет продолжать блокировать инициативу вмешательства Совета Безопасности ООН в сирийский конфликт.

В августе того же года президент США Барак Обама заявил о возможности военного решения конфликта в Сирии, если появится серьёзная угроза применения химического или биологического оружия и к началу декабря Пентагон разместил вблизи сирийского побережья морскую группировку в составе авианосца Eisenhower и ещё двух десятков военных кораблей.
В ответ на это 18 декабря Министерство обороны России сообщило, что к берегам Сирии отправлена эскадра военных кораблей: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», большие десантные корабли «Калининград» и «Александр Шабалин». До конца февраля 2013 года эскадра пополнилась отрядом кораблей в составе ракетного крейсера «Москва» и сторожевого корабля «Сметливый», больших десантных кораблей «Азов», «Саратов» и «Николай Фильченков», на борту которых находилось 2000 солдат морской пехоты и боевая техника.

Применение 19 марта 2013 года боевиками оппозиции химического оружия против гражданского населения в пригороде Дамаска привело к усилению международного давления на режим Б. Асада, обвиненного США в использовании боевых отравляющих веществ. Вероятность прямого вооруженного вмешательства Запада в сирийский конфликт была высока как никогда: 1 сентября президент США Барак Обама направил в сенат и палаты представителей проект резолюции, санкционирующей военную операцию против Сирии.

5-6 сентября на итоговой пресс-конференции проходившего в Санкт-Петербурге саммита G20 президент РФ Владимир Путин заявил, что применение химического оружия в САР - это провокация боевиков, а удар по этой стране без санкции ООН будет вне закона. Во время встречи на саммите с Бараком Обамой Владимир Путин выдвинул инициативу поставить под международный контроль химическое оружие в Сирии, а впоследствии уничтожить его, и призвать власти этой страны присоединиться к Организации по запрещению химического оружия. Предложение Путина было поддержано Б. Обамой и приветствовано сирийским руководством. Сирийская же оппозиция отвергла предложение России по установлению международного контроля над химическим оружием в арабской стране и потребовала от западных стран "ответа" на действия "режима Асада". Однако, российская инициатива по химическому оружию надолго выбила почву из-под ног сторонников агрессии против Сирии.

Вслед за этой инициативой Россией были предприняты попытки развить успех и добиться политического урегулирования сирийского конфликта на второй международной конференции в Женеве в январе-феврале 2014 года. Однако взгляды властей Сирии и оппозиции, а также позиции их зарубежных спонсоров оказались несовместимы.

Запад, твердя как мантру «Асад должен уйти», тем не менее, не спешил оказывать военную помощь оппозиции, требовавшей поставок оружия, так как к началу 2014 года со всей остротой проявились негативные последствия сирийского конфликта. Радикальные исламистские группировки, в первую очередь «Джебхат ан-Нусра»* и «Исламское государство»*, стали самыми активными участниками боевых действий, бросив вызов не только сирийскому режиму, но и противникам Б. Асада, оттеснив оппозицию. Провозгласив в конце июня 2014 года Сирию одним из вилаятов «всемирного халифата», ИГ*, с молчаливого одобрения США и их сателлитов, к сентябрю 2015 года в ходе боевых действий захватило около 70 % территории Сирии. По мнению западных экспертов до падения власти Б.Асада оставалось совсем недолго.

Однако, в конце сентября 2015 года, совершенно неожиданно, в Сирии появилась новая военно-воздушная база с российским вооружением и военными специалистами, произведя на Западе настоящий фурор. Участие России в антитеррористической операции против ИГ* на территории Сирии началось 30 сентября по приглашению законного президента этой страны Б.Асада. Авиаудары, наносившиеся бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей и вертолётов, стратегическими бомбардировщиками дальней авиации ВКС РФ, обстрелы целей крылатыми ракетами с кораблей Каспийской флотилии и Черноморского флота в течение пяти с половиной месяцев, позволили армии САР развить наступление на боевиков ИГ*, освободить большую часть захваченной ими территории страны и начать мирные переговоры с вменяемой оппозицией.

Каким образом станут развиваться дальнейшие военные и политические события в САР, покажет время. Хочется надеяться на то, что в многострадальной Сирии наконец-то наступит мир.

Сравнивая течение событий «арабской весны» в Ливии и Сирии, можно сделать лишь один вывод: в любой самой неадекватной ситуации ее решение зависит от конструктивной или деструктивной позиции заинтересованных сторон. Как видим, решение сложившихся ситуаций в Ливии и Сирии - две большие разницы, как говорят в Одессе.

* Запрещена в Российской Федерации.

СИТУАЦИЯ ВОКРУГ ЕГИПТА

АРАБСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ

В результате, в рамках так называемой «арабской весны» произошли:

перевороты в Тунисе, Египте и Йемене;

гражданские войны в Ливии и Сирии;

гражданское восстание в Бахрейне;

массовые протесты в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко и Омане;

менее значительные протесты в Джибути, Западной Сахаре, Кувейте, Ливане, Мавритании, Саудовской Аравии, Сомали, Судане.

События в Палестинской национальной автономии в мае 2011 г. также были вдохновлены местной «арабской весной».


В ходе протестов использовались общие методы гражданского сопротивления в длительных кампаниях: забастовки, демонстрации, шествия и митинги, а также использование социальных медиа для организации, общения и информирования при попытках государственных репрессий и интернет-цензуры. Многие демонстрации были встречены насильственной реакцией властей, а также проправительственных ополченцев и контр-демонстрантов. Основным лозунгом демонстрантов в арабском мире был «Народ хочет падения режима».

Название «арабская весна» перекликается с выражением «весна народов», которым называли период революций в Европе 1848-1849 гг.

Серия протестов по всему Ближнему Востоку и Северной Африке стала известна как «арабская весна», а также как «арабская весна и зима», «арабское пробуждение», «панарабская революция» и «арабские восстания», хотя не все участники протестов считали себя арабами.

Хронологически она началась с протестов в Западной Сахаре в октябре 2010 г., но фактически же она началась с протестов в Тунисе 18 декабря 2010 г. после самосожжения Мохаммеда Буазизи в знак протеста против полицейской коррупции и жестокого обращения.

После Туниса волна беспорядков перекинулась на Алжир, Египет, Иорданию и Йемен, а затем распространилась и на другие страны. Самые массовые и наиболее организованные демонстрации нередко происходили в «день гнева» - как правило, в пятницу после полуденной молитвы. Протесты также вызвали аналогичные беспорядки за пределами региона.

По состоянию на 2012 г., революции привели к свержению четырёх глав государств. В Тунисе – президента Зин эль-Абидин Бен Али (14 января 2011 г.). В Египте – президента Хосни Мубарака (11 февраля 2011 г.). В Ливии – лидера Муаммара Каддафи (23 августа 2011 г.). в Йемене – президента Али Абдалла Салех (27 февраля 2012 г.).

В период региональных беспорядков некоторые лидеры объявили о своём намерении уйти в отставку в конце своих текущих сроков. Президент Судана Омар аль-Башир объявил, что не будет добиваться переизбрания в 2015 г. Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики объявил, что не будет оставаться на своей должности после 2014 г. Протесты в Иордании также стали причиной роспуска двух правительств королём Абдаллой.



Поняв силу организации через современные средства связи, власти многих стран, где вспыхивали беспорядки вводили ограничения на использование Глобальной сети Интернет, вплоть жо его отключения.

Важнейшим последствием событий в странах Ближнего Востока и Северной Африки стали изменения, касающиеся повышения уровня прав и свобод.

Кроме того, лидеры арабских стран один за другим начали проводить собственные реформы, в ряде стран (Египет, Йемен, Ливия, Тунис) свергнуто или отправлено в отставку правительство.

Экономические последствия «арабской весны» в основном носят негативный характер. МВФ подсчитал цену «арабской весны»: потери основных стран составили более 55 миллиардов долларов.

1 января 2012 г. заместитель генерального секретаря Лиги арабских государств по экономических вопросам Мухаммед аль-Таваджири сообщил, что только прямые финансовые убытки вследствие событий «арабской весны» к настоящему моменту составляют, как минимум, 75 миллиардов долларов.

Влияние «арабской весны» на мировую экономику выразилось в росте цент на нефть. Начиная с 31 января 2011 г. был отмечен рост мировых цен на нефть по фьючерсным контрактам. Согласно высказывавшимся тогда предположениям аналитиков, это было вызвано опасениями, что происходящие волнения в конечном итоге могут охватить весь арабский мир. Из-за событий в Египте возникли затрудения в эксплуатации Суэцкого канала.

Особо бурный рост цен на нефть вызвали волнения в Ливии. К 23 февраля 2011 г. они достигли 100 долларов за баррель – наивысшей цены с октября 2008 г. Ливия объявила о том, что не в состоянии выполнить ряд экспортных контрактов. Ливийские порты оказались частично закрыты, отгрузка нефти была практически остановлена. Была также остановлена работа газопровода Greenstream, связывающего Ливию с Италией.

На время «арабской весны» в 2011 г. был отмечен пик миграции из стран охваченных ею, преимущественно, в страны ЕС.

В 2010-2011 гг. под влиянием «арабской весны» в других странах мира прошли во многом аналогичные по характеру акции протеста.

Специально для портала «Перспективы»

Борис Долгов

Долгов Борис Васильевич - старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.


Социально-политические процессы в «постреволюционных» арабских странах находятся в постоянном развитии и далеки от завершения. Одним из видимых результатов стало усиление здесь роли ислама. Некоторые эксперты предсказывают воссоздание «суннитского халифата» с лидирующей ролью Саудовской Аравии и Катара. В свою очередь, Иран объявляет «арабскую весну» продолжением шиитской исламской революции. Запад, видимо, надеется удержать контроль над радикальными исламистами – что представляется иллюзией, аналогичной надеждам США удержать контроль над афганскими единомышленниками Бен Ладена в 1990-е годы.

Массовые выступления протеста, охватившие арабский мир в 2011-2012 гг., затронули целый ряд стран в Северной Африке, на Аравийском полуострове и на Ближнем Востоке.

Результатами этих социальных движений, получивших название «арабской весны», стали свержение правящих режимов в Тунисе, Египте, крушение такового в Ливии, значительные изменения во властной элите Йемена и продолжающееся противостояние между властями и оппозицией в Сирии. Но если в Тунисе, Египте и Йемене главными причинами антиправительственных выступлений стали внутренние факторы - социально-экономический кризис, коррупция правящей верхушки, отсутствие реальных демократических свобод, этноконфессиональные противоречия, то в Ливии и Сирии (при наличии, хотя и в меньшей степени, аналогичных проблем) решающую роль сыграл внешний фактор - поддержка оппозиционных сил извне.

В Тунисе после крушения режима Бен Али внутриполитическая ситуация оставалась достаточно нестабильной. С марта 2011 г. в стране периодически проходили манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с полицией. Демонстранты требовали скорейшего проведения социально-экономических и политических реформ и, в частности, радикальной чистки госаппарата от сторонников прежнего режима. Наибольшую активность в противостоянии с режимом Бен Али проявляли светские силы: полулегальная партия «Конгресс за республику» (ее возглавлял находившийся в эмиграции лидер Тунисской лиги защиты прав человека Монсеф Марзуки), Демократическая прогрессистская партия (ДПП) во главе с Наджибом Шебби и партия «Ат-Тадждид» («Обновление»), наследница тунисской коммунистической партии. Однако в результате первых свободных парламентских выборов 23 октября 2011 г. наибольшего успеха добилась исламистская партия «Ан-Нахда». Она получила 89 депутатских мест (из общего числа 217). Ее лидер Рашид Ганнуши (род. в 1942 г.), видный идеолог политического ислама, известен не только в Тунисе, но и за его пределами. Во времена Бен Али партия «Ан-Нахда» была обвинена в попытке государственного переворота, ее деятельность запрещена, вследствие чего Ганнуши был вынужден эмигрировать и более 20 лет проживал в Англии. Он вернулся в Тунис после свержения режима Бен Али 30 января 2011 г. Ганнуши заявлял, что «не собирается становиться тунисским Хомейни», и после успеха «Ан-Нахда» на парламентских выборах подтвердил приверженность партии демократическим принципам.

Некоторые сторонники светских партий обвиняли «Ан-Нахда» в фальсификации результатов выборов. По мнению других - например, Наджиба Шебби, руководителя ДПП, - эти результаты не являются поражением, поскольку партии светского и демократического толка получили в общей сложности 95 мест в парламенте - больше, чем «Ан-Нахда». Придерживающийся светских леводемократических взглядов Монсеф Марзуки, лидер партии «Конгресс за республику», занявшей второе место на парламентских выборах (30 депутатских мест), вступил в коалицию с «Ан-Нахда», характеризуя ее как «подлинно демократическую партию». Третьей политической силой возглавляемой «Ан-Нахда» коалиции стала светская партия «Ат-Такаттуль» («Форум»), занявшая третье место по количеству полученных в парламенте мандатов.

Коалиция сформировала временные органы исполнительной и законодательной власти. Премьер-министром стал Хамади Джебали, генеральный секретарь партии «Ан-Нахда»; президентом (исполняющим в основном представительские функции) - Монсеф Аль-Марзуки, председатель партии «Конгресс за республику»; спикером парламента - Мустафа Бен Джафар, председатель партии «Ат-Такаттуль». Лидеры коалиции подтвердили, что через год после принятия новой конституции в Тунисе пройдут всеобщие выборы новых органов власти.

Социально-экономическая ситуация в Тунисе остается сложной, что провоцирует протестные выступления, в том числе с исламистскими лозунгами. Так, в марте 2012 г. в столице прошла массовая демонстрация с требованием включить в разрабатываемый текст новой конституции статью об исламском характере тунисского государства. Помощь Тунису в проведении дальнейших социально-экономических и политических реформ намереваются оказывать государства Персидского залива, США и ЕС.

В Египте после трехнедельных массовых протестных манифестаций 11 февраля 2011 г. президент Мубарак ушел в отставку, и власть перешла к Высшему военному совету вооруженных сил, возглавляемому министром обороны, маршалом Хусейном ат-Тантави.

На общенациональном референдуме 19 марта 2011 г. были одобрены выработанные специальной комиссией поправки к действующей конституции. Затем был принят новый закон о выборах и определены их сроки (парламентских - с ноября 2011 г. по март 2012 г. и президентских - в июне 2012 г., после чего власть полностью должна перейти от военных к гражданским институтам). В преддверии парламентских выборов в Египте сформировалось около 50 политических партий, то есть почти в два раза больше, чем при режиме Мубарака, когда их насчитывалось 24. Партии и движения сформировали ряд блоков и коалиций. Так, 15 организаций, включая ряд светских партий и Исламскую суфийскую партию, объединились в Египетский блок, одной из целей которого, по заявлениям лидеров, являлось «предотвратить победу «Братьев-мусульман» на парламентских выборах». В свою очередь, пять социалистических партий и движений сформировали Коалицию социалистических сил. Многие бывшие члены правившей Национально-демократической партии, распущенной в апреле 2011 г., еще сохраняли достаточное влияние в провинциях и также стремились участвовать в парламентских выборах в качестве членов других партий - Египетской гражданской, «Единства», Партии свободы, Египетской национальной партии, Партии развития Египта. На большую роль в политической жизни претендовали новые, в основном молодежные светские политические объединения, возникшие в ходе «антимубараковской революции»: «Коалиция революционной молодежи», «Мы все Халиды Саиды», «Молодежное движение 25 января», «Движение 6 апреля», «Революционные социалисты», «Национальная ассоциация за изменения». Часть этих движений приняла решение участвовать в выборах, другая же часть их бойкотировала, настаивая на немедленной передаче власти от военных к гражданским институтам.

Однако наибольшую активность в предвыборной кампании проявляли силы, представляющие политический ислам. Прежде всего это ассоциация «Братья-мусульмане», ее молодежное крыло «Молодые Братья-мусульмане», а также созданная ими Партия свободы и справедливости, которую возглавляет Мухаммед Мурси. Бывший член руководства «Братьев-мусульман» Абу ль-Аля Мади руководит партией «Центр», которая также выступает за сохранение «исламских ценностей». Салафитское движение, возникшее после крушения режима Мубарака, создало свои политические партии: «Ан-Нур» («Свет») с Имад Абдель Гафуром во главе и «Аль-Асала» («Подлинность»), председателем которой является генерал Адиль Абдель Максуд Афифи. Вторую партию поддерживают известный салафитский проповедник Мухаммед Абдель Максуд Афифи и шейх Мухаммед Хасан. Движение «Исламская группа», запрещенное при режиме Мубарака за террористическую деятельность (от которой оно отказалось в середине 1990-х годов), создало Партию реформы и развития. Появилась также Партия реформы и возрождения - политическое крыло движения «Исламский проект за социальную реформу», руководимого исламистским деятелем Мустафой Абдель Азизом, а также Египетская партия освобождения с Ибрагимом Захраном во главе. Последняя представляет интересы суфийских орденов Египта.

Наиболее организованной и влиятельной политической силой в постмубараковском Египте являются «Братья-мусульмане», которые, если судить по их официальным заявлениям, эволюционировали в своих политических взглядах в сторону восприятия общепринятых демократических норм. Политическая программа и требования «Братьев» практически совпадают с таковыми у большинства демократических партий. Новая генерация руководства «Братьев-мусульман» состоит в основном из представителей научно-технической и гуманитарной интеллигенции, многие имеют высшее образование.

Отношение к «Братьям-мусульманам» в египетском обществе неоднозначное. Часть египтян, в первую очередь представители христианских общин, выражают беспокойство по поводу роста влияния «Братьев» и считают их заявления о приверженности демократии предвыборной тактикой. В то же время многие склонны расценивать эволюцию «Братьев-мусульман» как новую стратегию, отвечающую духу времени. «Братья» создали свою предвыборную коалицию - «Демократический альянс за Египет», стремясь объединиться прежде всего с салафитским движением. Однако давние расхождения с салафитами, более ортодоксальными в отношении мусульманских догм, а также разногласия по поводу списков кандидатов привели к раздельному участию в выборах. Тем не менее в коалицию с Партией свободы и справедливости («Братья-мусульмане») вошли не только партии, исповедующие политический ислам (такие как Партия реформы и возрождения), но и либерально-демократические и левые: «Завтра», Рабочая партия, Либеральная партия, «Арабский социалистический Египет», «Достоинство».

Партия «Достоинство» возглавляется Хамденом Сабахи, старейшим последователем насеристской и левой идеологии. Целями партии, отраженными в ее программе, являются социальная справедливость, а также восстановление лидирующей роли Египта в арабо-мусульманском мире. Хамден Сабахи намеревается баллотироваться на пост президента страны. Такой альянс политического ислама с либерально-демократическими и левыми силами отражает новые реалии египетского общества, его стремление к демократии и социальной справедливости при сохранении исторических традиций и мусульманской идентификации.

Парламентские выборы после падения режима Мубарака (первый тур - с 28 ноября по 5 декабря 2011 г.) проходили в достаточно напряженной внутриполитической обстановке. В октябре 2011 г. имели место столкновения христиан-коптов (христиане составляют около 20% 84-миллионного населения Египта) с мусульманами, а также с правоохранительными органами, в результате чего были жертвы. Одним из поводов стало требование некоторых христианских общин разрешить строительство новых церквей. Руководство Египта и коптский патриарх осудили зачинщиков и возложили ответственность за столкновения на сторонников свергнутого режима.

Накануне парламентских выборов, в конце ноября, во многих городах Египта, в том числе Каире и Александрии, вновь произошли массовые столкновения манифестантов с военными, в результате чего более 40 демонстрантов погибли и несколько сотен получили ранения. Были также жертвы среди сотрудников правоохранительных структур. Протестные акции вызвало обнародование Высшим советом вооруженных сил выработанной им Конституционной хартии, в которой путем изменения двух пунктов Конституции (п. 9 и п. 10) делалась попытка сохранить за армией властные полномочия и вывести ее из-под контроля гражданских институтов. Большая часть общественно-политических сил страны потребовала передачи власти от военных Гражданскому президентскому совету и вывела на улицы тысячи своих сторонников. Столкновения протестующих с военными приняли такой массовый и ожесточенный характер, что как в египетской, так и в зарубежной прессе их стали называть «второй волной египетской революции».

«Братья-мусульмане» вскоре отмежевались от протестных манифестаций и согласились с формированием правительства национального единства, объявленным военными после консультаций с лидерами наиболее влиятельных политических партий. Глава военного руководства маршал Тантави в своем обращении к нации подтвердил готовность армии передать власть гражданским институтам, а также принял отставку премьер-министра Исама Шарафа и назначил новым премьер-министром Камаля Аль-Ганзури - государственного деятеля, пользовавшегося популярностью у египтян еще в период правления Мубарака. Ситуация несколько нормализовалась, хотя часть политических сил, отождествлявших фигуру Ганзури с режимом Мубарака, выступила против этого назначения и продолжала акции протеста.

Первым итогом парламентских выборов стал явный успех партий, представляющих политический ислам. Наибольшее число депутатских мандатов (47,2%) получила Партия свободы и справедливости («Братья-мусульмане»). Второе место (23%) заняла салафитская партия «Свет». Объединения либерально-демократических и левых партий оказались в меньшинстве. Явка избирателей составила до 62% .

В египетском обществе усиливается исламистское влияние, и такая тенденция, скорее всего, сохранится в ближайшем будущем. Это ведет к росту антиамериканских и антиизраильских настроений. Они катализируются начатым в марте 2012 г. египетскими органами расследованием деятельности ряда связанных с Западом, прежде всего с США, неправительственных организаций (НПО). В штаб-квартирах этих организаций были найдены документы, подтверждающие наличие планов расчленения Египта на четыре государственных образования. НПО квалифицируются исламистскими партиями как «агенты влияния Запада». Масла в огонь добавляют военные действия Израиля в секторе Газа против движения ХАМАС. В результате исламистское большинство в египетском парламенте выразило вотум недоверия правительству в связи с его «попустительством» действиям НПО и призвало выслать из Египта посла Израиля.

Важным этапом в социально-политическом развитии Египта станут президентские выборы, назначенные на июнь 2012 г. После того, как Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Египта в апреле 2012 г. отстранила от участия в предвыборной кампании нескольких кандидатов, пользовавшихся значительным влиянием , фаворитами президентской гонки являются Амр Муса, долгие годы занимавший пост Генерального секретаря Лиги арабских государств (ЛАГ), известный, в том числе, в международном сообществе, государственный и политический деятель, получивший по данным социологических опросов газеты Аль-Ахрам на апрель 2012 г. 30,7% голосов опрошенных, вторым следует Абд аль-Монейм Абу аль-Футух, бывший руководитель студенческого союза, входившего в организацию «Исламская группа», присоединившийся затем вместе с несколькими ее руководителями к «Братьям-мусульманам». Он был исключен из их рядов, после того, как решил самостоятельно баллотироваться на пост президента Египта, но продолжает пользоваться значительным влиянием. Он получил 8,5% голосов. Третий - Хамден Сабахи, председатель партии «Достоинство», сторонник лево-националистической идеологии, приверженец концепций Гамаля Абделя Насера, за которого отдали свои голоса 3,9% опрошенных.

В то же время нельзя исключать возможности обжалования решения об отстранении от предвыборной кампании кем-либо из исключенных. Важной тенденцией, проявившейся в ходе предвыборной кампании, является наметившееся противостояние между исламистским большинством парламента и военным руководством. Некоторые египетские политологи считают, что попытка баллотирования Омара Сулеймана означает обострение противоречий между военными и «Братьями-мусульманами» и завершение «медового месяца» в их отношениях .

Если вкратце проанализировать итоги «арабской весны» в Тунисе и Египте, то прежде всего необходимо отметить, что изменения коснулись лишь верхнего эшелона властной элиты. События в Тунисе и Египте можно определить как социальный протест, направленный против коррумпированных авторитарных режимов с фасадной квазидемократией. В этом протесте исламистская составляющая являлась лишь частью общего движения, но в конце концов сумела занять лидирующую политическую позицию. В то же время структура власти в этих странах на настоящий момент не претерпела серьезных изменений, так же как не произошло существенного реформирования социально-экономической сферы. Такой итог явно не устраивает ту часть общества, которая активно участвовала в свержении прежних режимов, но не получила ощутимых дивидендов.

В Ливии семимесячная военная акция НАТО (с марта по октябрь 2011 г.) в поддержку повстанцев привела к падению режима Муаммара Каддафи, хотя сопротивление его сторонников продолжается. На последних этапах в «битве за Ливию» в августе 2011 г., наряду с продолжающимися ракетно-бомбовыми ударами авиации, на стороне повстанцев непосредственно участвовали спецподразделения НАТО и некоторых арабских стран (в общей сложности до 1,5 тыс. военнослужащих). За время операции, по данным НАТО, авиация альянса осуществила более 26 тыс. самолетовылетов, из них более 10 тыс. боевых. Причем за каждый боевой вылет уничтожалось 3-4 цели, среди которых были не только военные объекты, но и административные здания, жилые дома, системы жизнеобеспечения. За время вооруженного противостояния погибло более 50 тыс. ливийских граждан. Военная операция в Ливии обошлась ее главным инициаторам, Франции и Англии, в 300 млн и 340 млн евро соответственно.

Руководители США, Англии, Франции, Германии, Италии и Генеральный секретарь ООН выразили удовлетворение в связи с ликвидацией М. Каддафи и заявили, что в истории Ливии начинается «новый этап демократического развития». Для ведущих стран Запада результатом крушения режима Каддафи стала возможность доступа к нефтегазовым ресурсам Ливии, являющимся одними из самых крупных в арабском мире, а также к ее многомиллионным авуарам, счетам в иностранных банках и недвижимости за рубежом.

Более чем полугодовое военное противостояние привело во многом к разрушению инфраструктуры страны и дезорганизации работы всех институтов власти, которые практически создаются заново. Растет эмиграция из Ливии, в том числе нелегальная, в соседние страны и страны Запада. Серьезной проблемой остается наличие большого количества оружия у населения, его попадание в руки экстремистских группировок и распространение в соседние регионы. В составе сил, пришедших к власти в Ливии, очевидно присутствие исламистов, в том числе радикальных. Главой Военного совета в г. Триполи назначен Абдель Хаким Бельхадж - бывший «национальный эмир» Вооруженных исламских ливийских групп, радикальной исламистской группировки, осуществлявшей террористические акции в Ливии в 1990-е годы и связанной с «Аль-Каидой». Известно также, что в ливийских тюрьмах при Каддафи отбывали срок до 600 исламистских боевиков, осужденных за терроризм. Сейчас, по сообщениям из Ливии, все они освобождены. Уже первые законодательные акты ливийских властей подтверждают, что правовой базой страны становится шариат. В частности, отменен закон, запрещавший многоженство, и принят закон, запрещающий разводы.

В то же время созданное НПС временное переходное правительство во главе с Абд ар-Рахимом аль-Кибом не способно контролировать всю территорию страны, где постоянно происходят вооруженные столкновения между различными кланово-племенными группировками. В Ливии фактически существуют три параллельных центра силы: временное переходное правительство, радикальные исламисты и сторонники Каддафи. Причем наиболее организованной силой являются исламисты во главе с Бель-Хаджем. На востоке ими создан своеобразный «эмират» с центром в г. Дерна, живущий по законам шариата. Территория Ливии превращается в очаг радикального исламизма. Здесь создаются тренировочные лагеря различных группировок, в частности - «Аль-Каиды» исламского государства Магриб (АКИМ), пополняющих свои вооружения за счет арсеналов распавшейся ливийской регулярной армии. Идет процесс дезинтеграции страны. Так, в марте 2012 г. в г. Бенгази на конференции, в которой участвовало 3 тыс. представителей региональных кланово-племенных групп, восточная часть Ливии провозглашена в качестве «федерального региона Киренаика» . Там создаются собственные вооруженные формирования. (Ливия исторически сложилась из восточной части - Киренаики и западной - Триполитании). На юге Ливии действуют вооруженные отряды туарегов, часть которых воевала на стороне Муаммара Каддафи, а часть поддерживает исламистов АКИМ. В марте-апреле 2012 г. формирования туарегов захватили северную часть Мали, включая города Тимбукту, Кидаль, Гао, и провозгласили создание на этой территории (по которой издавна кочевали племена туарегов) своего независимого государства. Это спровоцировало государственный переворот в Мали, совершенный военными, недовольными неспособностью действовавшего президента защитить целостность страны. Радикальные исламисты АКИМ еще с середины 2000-х годов пытались «экспортировать» джихад в африканский сахель; в настоящее время, пополнив свои ряды новыми боевиками и вооружением из Ливии, они, скорее всего, возобновят такие попытки, дестабилизируя соседние регионы.

В Йемене антиправительственные протестные выступления начались в феврале 2011 г. Их причинами в основном явились внутренние факторы: обострение социально-экономических проблем , подавление демократических свобод и многолетнее (с 1990 г.) авторитарное правление президента Али Абдаллы Салеха и приближенных к нему кланов. Немаловажную роль в возникновении протестного движения играли также межконфессиональные, региональные и межклановые противоречия, приведшие к вооруженным столкновениям между правительственными войсками и повстанцами Конфедерации племен Хашид во главе с шейхом Хусейном Аль-Ахмаром, видным политическим деятелем и членом парламента. В столкновениях участвовали также группировки генерала Али Мохсена аль-Ахмара, отколовшиеся от йеменской армии и выступившие против президента Салеха. Повстанцы требовали отставки президента и демократизации режима. В ходе столкновений президент Салех был серьезно ранен и проходил курс лечения в Саудовской Аравии. После его возвращения столкновения возобновились с новой силой и продолжались до начала 2012 г.

Страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) во главе с Саудовской Аравией, неоднократно предлагали план урегулирования конфликта в Йемене. Речь шла об отставке Салеха с предоставлением ему гарантий безопасности, досрочных президентских выборах (по конституции мандат Салеха действовал до 2013 г.), создании переходного правительства и последующем проведении национального диалога с участием всех политических сил. После неоднократных отказов Салех согласился выполнить инициативу ССАГПЗ, и в феврале 2012 г. в Саудовской Аравии соответствующее соглашение было подписано президентской стороной, правящей партией Всеобщий народный конгресс и Блоком национального согласия, куда вошло большинство оппозиционных сил. Соглашение было одобрено Лигой арабских государств (ЛАГ) и ООН.

Досрочные президентские выборы состоялись 21 февраля 2012 г. Президентом был избран единственный кандидат - занимавший ранее пост вице-президента Абдо Раббо Махмуд Хади. По официальным данным, он получил 66% голосов избирателей, при явке 51%. Однако ряд общественно-политических сил (в частности, движение хуситов и сепаратистов Южного Йемена) фактически бойкотировали выборы и заявляли, что новые власти проводят против них ту же политику репрессий, что и режим Салеха. Премьер-министром правительства национального единства был назначен Мухаммед Басиндва, видный деятель оппозиции, в 1993-1994 гг. занимавший пост министра иностранных дел.

Новое правительство, как и прежнее руководство Салеха, фактически не контролирует значительную часть территории страны. В наследство от Салеха ему достались очень сложные проблемы.

Это, во-первых, действия шиитских повстанцев - хуситов (примерно 40% населения Йемена - шииты), которые в 2004 г. подняли мятеж в северо-западной провинции Саада и начали вооруженную борьбу с йеменскими властями. Хуситы выступают за воссоздание на севере Йемена зейдитского имамата, который существовал здесь почти тысячу лет, с 969 г. до революции 1962 г., свергнувшей режим имама Яхьи. Хуситы заявляют, что они защищают свою религию - зейдизм (ветвь шиизма) от экспансии суннизма, поддерживавшегося йеменской властной элитой, которая, по их мнению, действовала в интересах Саудовской Аравии и США. Хуситы позиционируют себя как борцов с коррумпированным режимом и социальной несправедливостью. Йеменские власти, так же как и Саудовская Аравия, считали хуситов террористической группировкой, поддерживаемой Ираном (что отвергалось как самими хуситами, так и Ираном). С 2009 г. авиация Саудовской Аравии регулярно наносит удары по базам хуситов на севере Йемена и на приграничной саудовской территории, куда проникают их отряды.

Вторая проблема - сепаратистское движение на юге, обусловленное существованием в течение достаточно длительного периода на территории страны двух государств - Северного и Южного Йемена. Если первый всегда был оплотом исламской религии, то второй, с момента завоевания независимости и провозглашения Народно-демократической республики Южный Йемен (НДРЮЙ) в 1970 г. до объединения Йемена в 1990 г., придерживался социалистической ориентации. В Южном Йемене, по сравнению с Северным, общество более структурировано. Здесь выше образовательный уровень населения, существуют светские общественно-политические организации, в том числе Йеменская социалистическая партия. Однако после объединения страны руководство Али Абдаллы Салеха проводило политику ущемления прав южан и доминирования представителей Северного Йемена как в бизнесе, так и в политической и военной сферах. Многие офицеры-южане были уволены из армии и правоохранительных органов и получили мизерную пенсию. Это вызывало недовольство и привело к формированию достаточно сильного сепаратистского движения, которое жестко подавлялось властями.

Третья проблема - обладающее значительным влиянием исламистское движение. Радикальные вооруженные группировки, связанные с «Аль-Каидой», контролируют часть территории страны. Вновь избранный президент Хади подтвердил свое намерение продолжать борьбу с «Аль-Каидой». Части йеменской армии во взаимодействии с американскими беспилотниками предприняли в феврале-марте 2012 г. ряд операций против ее баз. Были уничтожены десятки боевиков, в том числе несколько полевых командиров. Однако в ответ исламисты осуществили взрыв вблизи президентской резиденции в г. Мукалла (в результате чего погибли около 20 военнослужащих) и публично казнили в подконтрольных им населенных пунктах йеменцев, которые обвинялись в связях с разведслужбами США и наведении на цели американских беспилотников. В марте 2012 г. исламистскими боевиками был убит гражданин США, работавший преподавателем в одном из йеменских городов, и взята в заложницы гражданка Швейцарии.

Президент Хади заявил о намерении созвать в ближайшее время конференцию национального диалога с участием «представителей самых широких слоев общества». Создается также комиссия по выработке новой конституции. В течение трех месяцев в стране должны пройти парламентские, а затем президентские выборы. В то же время сепаратистские движения Юга, так же как и хуситы, отказываются участвовать в каких-либо выборах до прекращения направленных против них «репрессивных и дискриминационных» действий властей.

Один из наиболее болезненных вопросов - чистка армии и правоохранительных органов от сторонников бывшего президента, способная спровоцировать новый конфликт.

Таким образом, проблемы, вызвавшие протестное движение в Йемене, продолжают существовать и даже обостряются, что может привести к дальнейшей дестабилизации ситуации в стране.

В Сирии , в отличие от Туниса и Египта, не было острого социально-экономического и политического кризиса. Главным фактором противостояния в этой стране является поддержка извне действий вооруженных оппозиционных группировок. 21 марта 2012 г. члены СБ ООН единодушно приняли Заявление, выработанное Россией и ЛАГ, главные пункты которого призывают к прекращению насилия с обеих сторон, выводу сирийской армии из населенных пунктов, продолжению посреднической миссии Кофи Аннана и началу политического диалога между властями и оппозицией. Если руководство Сирии согласилось выполнять рекомендации Заявления, то оппозиция в лице стамбульского Сирийского национального совета (СНС) охарактеризовало его как «уловку», предоставляющую Башару Асаду возможность «выиграть время». В марте 2012 г. вооруженные антиправительственные группировки совершили ряд террористических актов в Дамаске и Алеппо, в результате чего погибли десятки мирных жителей. Продолжается информационная война против Сирии. CNN и «Euronews» заявляли о гибели в сирийских городах «70 человек от рук правительственных войск и применения сирийской армией тяжелой артиллерии против сирийских повстанцев сразу после принятия Заявления СБ ООН», что впоследствии не было подтверждено. В то же время, пожалуй, впервые с начала противостояния в Сирии правозащитная организация Human Rights Watch заявила, что сирийская вооруженная оппозиция «применяет жестокие методы, а именно похищения, пытки и убийства офицеров сирийской армии».

Автор этих строк, будучи в составе международной делегации в Сирии в январе 2012 г., видел фотографии обезображенных трупов сирийских военнослужащих, погибших от рук боевиков антиправительственных группировок, в рядах которых действуют «муджахиды» «Аль-Каиды». Что касается стамбульского СНС, то он, несмотря на все усилия покровителей из ведущих стран НАТО, так и не смог обрести единства и выработать какую-либо общую программу, что позволило бы выставить его в качестве «легитимного представителя сирийского народа». Так, в феврале 2012 г. более двадцати руководящих деятелей оппозиции вышли из состава СНС и создали свой орган - «Группу сирийских патриотов». В марте за ними последовали еще три известных оппозиционных деятеля. СНС - это конгломерат группировок и персон, имеющих различные политические цели: в нем есть представители либерально-демократических сил, курдских сепаратистов, «Братьев-мусульман», радикальных исламистов. Причем две последние группы, с которыми у председателя СНС Бургана Гальюна весьма натянутые отношения, являются наиболее организованными и структурированными.

Сирийская армия, очистив от антиправительственных вооруженных группировок города Хомс и Идлиб, практически ликвидировала очаги организованного сопротивления. Тем не менее продолжается проникновение на сирийскую территорию боевиков-террористов из сопредельных стран, их вооружение и финансирование. Как свидетельствовал бывший тележурналист канала «Аль-Джазира» в интервью телеканалу «Euronews», проникновение вооруженных боевиков в Сирию (в частности, с территории Ливана) началось не после «жестоких репрессий властей», а с первых дней антиправительственных протестов в сирийском городе Дараа в марте 2011 г.

В настоящее время в Сирии реализуется план социально-экономических и политических реформ, предложенный руководством страны. В соответствии с новым законом о многопартийности идет процесс создания новых политических партий, с представителями некоторых из них нам довелось беседовать во время пребывания в Сирии в январе 2012 г. Это партии, представляющие либерально-демократические круги, интересы курдской общины, левое движение, позиционируют себя как патриотическую оппозицию. В отличие от «стамбульской», они готовы к конструктивному диалогу с властями и выдвигают ряд требований и предложений. 26 февраля 2012 г. в Сирии прошел референдум по проекту новой конституции, за одобрение которой высказались 89,4% проголосовавших . В ней упразднен пункт о руководящей роли партии ПАСВ и присутствуют все элементы демократического государственно-политического устройства. На основе новой конституции на май 2012 г. намечены парламентские выборы, в которых могут принять участие все зарегистрированные политические партии, в том числе зарубежная оппозиция (которая уже заявила об отказе). В Сирии существует массовая поддержка руководства страны со стороны большей части населения. Несмотря на все трудности, связанные с борьбой с вооруженными антиправительственными группировками, в стране идет процесс демократизации, в котором участвуют основные политические силы общества.

Надо заметить, что цели различных групп стран, подписавших Заявление в отношении Сирии, сильно расходятся, если не диаметрально противоположны. Целями российской и китайской дипломатии является недопущение иностранной военной интервенции, политическое разрешение конфликта путем нахождения консенсуса между сирийским руководством и оппозицией, сохранение суверенитета и территориальной целостности Сирии. Примерно такую же позицию занимают Иран, Ливан, Ирак, Египет, Алжир, часть общественно-политических сил Иордании. Целями же ведущих стран НАТО и Израиля является устранение режима Башара Асада, изменение внутренней и внешней политики Сирии и, возможно, ее расчленение по этноконфессиональному принципу. С позицией этих стран солидаризируются Турция и монархии Персидского залива. Таким образом в лице Сирии будет устранен союзник Ирана и радикальных палестинских группировок, появятся условия для нанесения военного удара по Ирану, а также ослабления шиитского влияния в Ливане и Ираке. Именно об этих намерениях свидетельствуют результаты встречи 1 апреля 2012 г. в Стамбуле так называемых «Друзей Сирии» (страны НАТО, монархии Персидского залива, Турция), где были приняты решения о расширении помощи сирийской оппозиции, в том числе радикальной, и признании СНС «легитимным представителем сирийского народа». В этой встрече (как и в первой встрече «Друзей Сирии», проходившей в Тунисе в феврале 2012 г.) не участвовали Россия, Китай и представители сирийского руководства.

Подводя предварительные итоги «арабской весны», можно выделить несколько ее вариантов. Первый - тунисско-египетский, когда свержение правящего режима было обусловлено внутренними факторами. (В то же время тунисский и египетский случаи имеют каждый свои особенности.) Второй - ливийский, когда налицо было военное вмешательство внешних сил, приведшее к крушению режима и фактическому распаду государства, что спровоцировало дальнейшее вооруженное противостояние различных кланово-политических группировок. Третий - йеменский: в результате внутреннего противоборства и внешнего давления произошло значительное изменение баланса сил в правящей элите, которое, тем не менее, не привело к политическому консенсусу и решению острых внутренних проблем. Четвертый - сирийский, когда главным фактором, дестабилизирующим внутреннюю ситуацию, стала поддержка извне радикальной оппозиции, во многом сформированной также внешними силами. Нелишне отметить также пятый, бахрейнский вариант: здесь протестные выступления были жестко подавлены с помощью иностранного военного вмешательства, оказавшегося в этом случае, в отличие от ливийского и сирийского, на стороне правящего режима.

Примечательно, что слабым звеном среди стран, затронутых «арабской весной», оказались одни из самых верных союзников Запада - Тунис и Египет. В них социально-экономический кризис, авторитарное правление и коррупция проявились особенно ярко. В то же время такие страны, как Ливия, Алжир (там также имели место протестные выступления), Сирия, изначально следовавшие различным формам социалистической ориентации, оказались более стойкими к «весенним ветрам». Достаточную устойчивость показали также арабские монархии. Хотя ситуацию здесь, особенно в государствах Персидского залива, нельзя назвать стабильной.

Важным результатом практически во всех странах, затронутых «арабской весной», стало усиление роли ислама и движений, исповедующих политический ислам (его суннитское направление). Причем в самих «арабских революциях» межконфессиональные и, в частности, суннитско-шиитские противоречия играли второстепенную роль. Они имели большое значение в качестве внешнего фактора. Речь идет о поддержке «революционных движений» странами суннитского ислама, прежде всего монархиями Персидского залива. Такая их позиция объясняется достаточно давним противостоянием шиитскому Ирану, особенно обострившимся после исламской революции в Иране в 1979 г. Страны Персидского залива, зачастую не без оснований, видели в Иране угрозу «шиитской экспансии» в их регион, а также опасались усиления иранского влияния в постсаддамовском Ираке. Некоторые эксперты говорят о наличии планов по формированию блока стран с исламско-суннитскими режимами и воссозданию таким образом некоего «суннитского халифата» с лидирующей ролью Саудовской Аравии и Катара.

В Ливии и Сирии монархии Персидского залива оказывали поддержку также радикальным исламистским группировкам, включая боевиков «Аль-Каиды». Как ни парадоксально, поддержку этим силам в Сирии оказывали и продолжают оказывать ведущие страны НАТО. Напротив, в Йемене НАТО и, прежде всего, США борются против группировок «Аль-Каиды».

В политике Франции наблюдается такая же парадоксальная картина. С одной стороны, в Ливии Франция выступила инициатором военной поддержки силам, выступавшим против режима Каддафи, в основном радикальным исламистам. В настоящее время Франция активно поддерживает вооруженную оппозицию в Сирии, основу которой также составляют радикальные исламисты. С другой стороны, в самой Франции происходят террористические акты, после которых проводятся аресты исламистов и заявляется об «угрозе государству» с их стороны .

В этой ситуации Запад наступает на те же «грабли», что и США в 1980-х годах. В тот период, стремясь ослабить СССР - своего стратегического противника, США поддерживали в Афганистане «Аль-Каиду» и Бен Ладена в их «джихаде» против просоветского афганского правительства и советских войск. Однако после вывода советских войск и победы «джихада» «Аль-Каида» и Бен Ладен объявили США своим главным врагом и совершили теракты 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Сейчас ведущие страны НАТО стремятся использовать радикальных исламистов для достижения своих военно-политических целей - свергнуть режим в Сирии, являющийся союзником Ирана, нанести военный удар по Ирану, чтобы уничтожить его ядерную программу, подавить шиитское движение «Хизбалла» в Ливане и обеспечить, таким образом, гарантии безопасности Израилю. Запад, видимо, надеется удержать контроль над радикальными исламистами - что представляется иллюзией, аналогичной надеждам США удержать контроль над Бен Ладеном в Афганистане в 1990-е годы. В свою очередь, Иран объявляет «арабскую весну» продолжением иранской исламской революции и налаживает контакты со всеми приходящими к власти исламистскими силами (исключение - Сирия, где Иран поддерживает руководство Башара Асада).

Социально-политические процессы в «постреволюционных» арабских странах находятся в постоянном развитии и, судя по всему, еще далеки от завершения. Видимо, будут продолжаться противостояние в Сирии, дестабилизационные процессы в Йемене и (особенно) в Ливии и соседних с ней регионах. В то же время в «арабской весне» активно пытаются участвовать демократические силы. Вполне возможно, что народы Туниса и Египта, освободившиеся от коррумпированных авторитарных режимов, смогут построить демократические государства на базе своих исторических традиций и культурных ценностей, основной из которых является ислам. Возникающие на обломках авторитарных государств новые политические режимы уже не будут однозначно прозападными, что создаст новую политическую конфигурацию на Ближнем и Среднем Востоке и повлияет на ситуацию как в Европе, так и, в какой-то степени, в мире в целом.

Примечания:

Www.weekly.ahram.org 27.01.12.

Первым из таковых являлся Хайрат аш-Шатер, подлинный руководитель «Братьев-мусульман» (официально их Верховным наставником считается Мухаммед Бади), бизнесмен-мультимиллионер. Он отбывал тюремное заключение при режиме Мубарака, и, не смотря на то, что Высший совет вооруженных сил (ВСВС) снял с него эту судимость, наличие таковой явилось причиной, по которой ЦИК отказал Хайрату аш-Шатеру в праве баллотироваться на пост президента. Второй - Хасим Салах Абу Исмаил, кандидат, выдвинутый салафитами, мать которого имеет наряду с египетском, гражданство США, что также, в соответствии с египетским законодательством, препятствует участию Абу Исмаила в президентской кампании. Третий - Омар Сулейман, бывший при Мубараке вце-президентом и руководителем египетских спецслужб, что, в соответствии с новым законом, принятым парламентом, не позволяет ему выдвигаться на пост президента.

Ibid. 02.04.2012.

Ibid. 02.04.2012.

Йемен - одна из беднейших арабских стран. 40% ее 20-миллионного населения живет за чертой бедности, безработица достигает 35% (среди молодежи свыше 50%), 50% граждан страны являются неграмотными.

Хуситы - последователи шейха Абд аль-Малика аль-Хуси, исповедующие зейдизм, ветвь шиизма.

Www.thawra.alwehda.gov.sy 27.02.2012.

В марте 2012 г. в Тулузе французский гражданин алжирского происхождения, связанный с «Аль-Каидой» исламского Магриба (АКИМ), застрелил трех военнослужащих, трех учеников и преподавателя еврейской частной школы.

Термин «арабская весна» получил широкое распространение в СМИ с конца 2010 года. С тех пор, как говорят, много воды утекло. События стремительно набирают оборот. О событиях арабского мира немного забыли. Украина последнее время занимала умы граждан. Давайте обновим знания и припомним, с чем была связана арабская весна, к каким последствиям привела. Тем более что события до сих пор серьезно влияют на положение народов в данном регионе.

Страны - участники или потерпевшие

Знаете, арабская весна не совсем обычное мероприятие, если можно так сказать. С одной стороны? СМИ преподносили нам ее как череду демонстраций, приведших в некоторых случаях к правительственным переворотам.

С другой, там явно применялись некие новейшие технологии. Считается, что страны арабской весны стали полигоном для оттачивания методов влияния на большие группы людей. Всего воздействиям подверглись народы восемнадцати стран. Среди них наиболее известны события в Египте и Ливии, Сирии и Тунисе. Эти государства до сих пор не могут «прийти в себя». Все дело в том, что безобидные на первый взгляд выступления привели к слому государственного механизма. В некоторых случаях происходила смена политического режима. Само по себе это еще не является поводом для хаоса. Но вслед за переменами, как из волшебной табакерки, везде появлялась оппозиция, чудным образом подготовленная и вооруженная. Можно сказать, что арабская весна - метод привнесения горячего конфликта в спокойное и благополучное государство.

Механизм переворота

Конечно, местным жителям было достаточно сложно вникнуть в суть того «эксперимента», который над ними проводили. Арабские страны славятся горячностью своего населения. Вот этим и воспользовались кукловоды, как их принято называть. Идеи о том, что в стране недостает демократии, вносились в общество новаторским способом. Использовались социальные сети. Количество граждан, увлеченных таковыми мыслями, ширилось? как снежный ком. Ввиду того что информация распространялась через интернет, у граждан создавалась иллюзия некоей игры, а не настоящих действия. То есть мало кто осознавал, что их совместные протестные действия могут привести к страшной трагедии. Давайте разберем на примере Сирии. Это государство до сих пор переживает последствия арабской весны. Причем итог событий не так явен, как нам хочется. Борьба там идет очень жесткая.

Сирия

На примере этой страны можно увидеть, где концентрировались проблемы, ставшие причиной возникновения народного недовольства. Арабская весна причины имеет практически сугубо экономические. Сирия, как и большинство соседских стран, развивалась достаточно динамично. Ее ВВП увеличивался, демократические процессы привели к нормальному сосуществованию народов разных религиозных конфессий. Естественно, были и некоторые проблемы. Так, образованной светской интеллигенции, а именно она стала основной протестной силой, государство казалось слишком строгим, нелиберальным. А именно им не нравилось отсутствие социальных лифтов, зависимость экономики от нефтедобычи, высокий уровень безработицы, возникшей вследствие серьезного оттока сельского населения в города. Кроме того, арабские страны значительно отставали на тот момент по уровню технологического развития от Запада (а ныне и Востока).

Следует отметить, что радикальных намерений у первых протестантов не было. Они организовывали свои демонстрации и митинги в рамках демократических процедур. Технологам же «революции» нужна была только толпа. Остальное, как потом выяснилось, дело техники.

Перевод протестов в военные столкновения

Методику организации горячих противостояний нынче знает весь мир. Об этом много говорят в нашем обществе, да и в любой стране. В период массового выступления на арене действий появляются «неизвестные снайперы». Они открывают огонь на поражение. Им все равно, кого убивать. Главное, чтобы были жертвы. Их наличие вызывает накал у людей, и так разгоряченных массовым протестом. Тут же подключаются СМИ, на все голоса обвиняющие власти в убийстве. Люди теряют ориентацию, поддаются всеобщей истерии. Тут же появляются «некие силы», предлагающие вступать в вооруженную борьбу с «кровавым тираном». Надо ли говорить, что в этот момент на арене событий возникают заранее подготовленные боевики, отстаивающие свои собственные взгляда. В арабском мире в их роли выступили радикальные исламисты. В Сирии, где победила светская власть, они поднимают массу народа под лозунгами о «правильном устройстве мира».

Свержение правительства

Сам по себе описанный сценарий не обязательно ведет к перемене власти. Сильное правительство просто разгонит хулиганов, коими выступающие являются в самом начале событий. Чтобы этого не произошло, подключается мировое сообщество. Оно, как правило, в лице послов стран коллективного Запада, указывает власти на необходимость воздерживаться от вооруженной реакции на выступления. Но волнения не утихают. Людей постоянно держат в возбужденном состоянии информационными вбросами через СМИ и социальные сети. Гибель людей приводит к тому, что правительство вынуждают отдать власть оппозиции. Так произошло, к примеру, в Ливии. Эта ранее цветущая страна превращена в территорию без сильной власти, с голодающим населением. Гражданские войны в Ливии не прекращаются уже четвёртый год. Они начались с убийства Муаммара Каддафи в 2011-м. Правительственные войска стараются сдержать натиск исламистских радикалов, к числу которых принадлежит ИГИЛ.

Египетские события

Когда рассматривают арабские события, бросается в глаза, что не все так плавно проходит у организаторов. Переворот в Египте явно выходит за рамки плана тех, кому нужен был хаос на данной территории. Дело в том, что в этой стране до 2013 года правили исламисты. Кстати, выбраны они были демократическим путем. Население в Египте неоднородное. Большинство избирателей малограмотны подчиняются законам Шариата. Однако насильственное возведение мусульманских традиций в ранг государственного закона не нравилось образованной части данной страны. В 2013 году здесь был совершен государственный переворот. Власть захватили представители военной элиты во главе с генералом Ас-Сиси. Осенью 2014 года он был избран президентом страны путем всеобщего голосования.

Россия и арабская весна

Как член СБ ООН, РФ не могла не реагировать на события. За эти годы России пришлось пережить и обман, и взлет на дипломатическом поприще. Началось все с Ливии. После начала гражданской войны в этой стране туда решили вмешаться западные партнеры. Они предложили резолюцию Совбеза, которая объявляла беспилотную зону над названной территорией. РФ поддержала этот проект. Однако партнеры воспользовались документом в своих, ранее не заявленных целях. Ливия подверглась жестокой бомбардировке. Население этой страны и ныне стремится покинуть ее территорию. Там просто нет ни еды, ни возможности заработать деньги. Когда же арабская весна докатилась до Сирии, РФ проявила твердость. США настаивали на начале военной операции в этой стране под предлогом наличия там химического оружия. Президент РФ предложил организовать международную комиссию по решению данной проблемы, обойдясь без напрасных жертв. Вопрос был решен.

Кто получает дивиденды от волны революций?

Вот мы и подошли к самому важному вопросу. Страны лежат в руинах. На Ближнем Востоке идут непрекращающиеся войны, как говорят, всех против всех. Уже говорилось, что у переворотов были организаторы. Какова же их цель? Кому пришло в голову ввергнуть огромное число людей в беспросветную и безнадёжную нищету и ужас? Здесь необходимо вернуться к экономическим вопросам. Дело в том, что все эти государства располагаются на нефтеносных территориях. Добыча черного золота составляет основу их экономики. Только зачем покупать, если можно просто красть?

Неприкосновенность нефтедоллара

Так решили наши западные партнеры. К примеру, Муаммар Каддафи предлагал странам-нефтедобытчикам уходить из долларовой зависимости, то есть торговать ресурсами за иную валюту. За это и поплатился. Дяде Сэму таковая идея по вкусу не пришлась. Ведь основа благосостояния США - доллар, напрямую связанный с нефтью. В мире принято было все сделки по черному золоту проводить именно в этой валюте. Если сказать простыми словами, то США получают двойную выгоду от каждой сделки. Ведь каждый баррель, оплаченный долларом, несет прибыль в бюджет гегемона. Что бы ни говорили западные эксперты, они не отвечают на вопросы перераспределения прибыли от нефтедобычи в захваченных исламистами регионах. По некоторым сведениям, цена контрабандного барреля втрое ниже биржевой.

Выводы из арабской весны

Данная тема не сходит с полос СМИ, постоянно изучается и обсуждается экспертами различных направлений. Если сформулировать коротко, то ни одна страна, обладающая природными ресурсами, не может чувствовать себя в безопасности. Методичка, как показало время, работает в любом регионе, независимо от менталитета. Организатору беспорядков грамотно пользуются существующими в обществе противоречиями. На их основе они ведут жесткую всеобъемлющую пропаганду. Народ призывают выходить на улицы, чтобы требовать от власти перемен. В каждом случае есть свои нюансы. Но это уже дело техники, придумать соответствующие лозунги, организовать радикальные группы.

Предпосылки есть в любом обществе. Но раз метод раскачки народа раскрыт, необходимо придумывать способы противодействия. Конечно, лучшим вариантом было бы построение идеального государства. Но раз таковое пока невозможно, то следует вести плотную, постоянную работу с населением в целях внедрения патриотизма, выявления проявлений экстремизм. Страны с сильной властью постоянно противодействуют вмешательству со стороны в свои дела. К примеру, в Турции в 2014 году запрещали работу некоторых социальных сетей, распространяющих экстремистские идеи.

Что будет со странами Ближнего Востока?

Огромный незатухающий военный очаг является раной на планете. Конфликты в той или иной степени отражаются на всех странах. Конечно, проблемы необходимо решать. Но, здесь в противоречия входят интересы главных политических игроков. К примеру, Барак Обама объявляет основным врагом Штатов ИГИЛ. В то же время не является секретом, что эта организация финансируется из США. Кроме того, на Ближнем Востоке имеются и другие противоречия. Границы стран установлены без учета интересов народов, проживающих на данной территории. Сунниты и шииты проживают в различных странах. Все они стремятся создать свое государство. Это является источником возникновения вооруженной борьбы. Западным партнерам остается только финансировать и вооружать самых радикальных из них. А на территории, где нет ни работы, ни продуктов, людям приходится идти на службу в вооруженные незаконные формирования. Им необходимо семьи кормить. Вот и получается бесконечная проблема. По-видимому, решение состоит в прекращении финансирования. Иначе на этой многострадальной территории война никогда не завершится. Как говорят, гегемону необходим управляемый хаос, на него ему долларов не жалко.