Православный священник. Как становятся священнослужителями? Как стать священником без семинарии

Принятие сана католического священника - очень серьезное решение. Если вы чувствуете, что такова воля Божья, готовы посвятить себя праведной жизни и согласны на целибат, то, возможно, вам суждено принять сан. Помните, жизнь католического священника подчинена служению Богу и ближним.

Шаги

Становление на путь

    Соответствие основным требованиям. В настоящее время в большинстве епархий священник должен быть холостым и никогда не состоявшим в браке. Для обоих правил имеются и свои исключения, но они редки, и практически везде требуется им соответствовать.

    Активное участие в жизни церковного прихода. Начать помогать в приходе нужно еще до того, как вы в первый раз задумаетесь о поступлении в университет или семинарию. Желающие стать священниками должны быть практикующими на протяжении хотя бы последних пяти лет католиками с хорошей репутацией, кроме того, они должны активно участвовать в жизни прихода на протяжении хотя бы двух лет. Кроме того, будет лучше, если желающий стать священником изучит проведение мессы, особых служб и другие занятия.

    • Познакомьтесь со своим любимым священником. Расскажите ему о своем желании поступить в семинарию, узнайте, могли бы вы ему помогать во время служб, при посещении больных прихожан или организации мероприятий в приходе.
    • Помимо алтарной службы, помогайте с пением и чтением. Хорошенько изучив книги и псалмы, вы значительно упростите дальнейший путь.
  1. Задумайтесь о своей вере. Решение о принятии сана не из тех, которые можно принять без раздумий -- до принятия сана пройдут годы, и это не слабых духом или верой. Если вы уверены, возможно, сан - это ваше.

    • Молитесь Богу о помощи в распознании ситуации. Регулярно участвуйте в мессе, общайтесь с духовенством своего прихода и попытайтесь разобраться в своих мыслях и чувствах. Попросите совета у руководителей церкви или кого-то из духовенства, кому вы доверяете.
  2. Поразмыслите о своих возможностях. Помимо сана священника, в церкви есть другие посты, которые помогут вам оставаться ближе к Богу. Помимо дьяконов и монахов, подумайте о миссионерстве. Миссионеры в основном занимаются межкультурными миссиями, живя среди бедных и обделенных.

    • Опять же, лучше всего - посоветоваться со знатоком. Если вы и так вовлечены в деятельность церкви, то у вас есть несколько знакомых, которые могут подсказать правильный путь. Исследуйте вопрос и установите связи с духовенством, они смогут помочь.

    Получение образования

    1. Поступите в университет. Для бакалавров время в семинарии сокращено до 4 лет. Обучение так и так займет 8 лет - решение ваше. Если вы решите поступать в высшее учебное заведение (государственное или частное), то лучше получить степень в смежной специальности, будь это философия, богословие или даже история.

      • В университете участвуйте в деятельности церковной организации. Посещайте отшельников, помогайте другим учащимся и вливайтесь в жизнь нового прихода или епархии. Ни в коем случае не забрасывайте учебу -- университет даст вам знания, необходимые для дальнейшей карьеры.
    2. Подайте заявление о поступлении в семинарию. Подайте заявление в семинарию через свою епархию или религиозный орден. Процесс обычно включает несколько вопросов о вас и вашем желании принять сан. Узнайте в приходе, с чего следует начать.

      В семинарии важно очень хорошо учиться. Вы будете изучать философию, латынь, греческий, григорианские песнопения, догматическое и нравственное богословие, экзегетику, каноническое право, историю церкви… для начала. Один год будет посвящен углубленному изучению "религии" -- так что корпеть над книгами будете едва ли не все время!

    Достижение успеха после семинарии

      Получение назначение на пост дьякона. Это почти то же, что и священничество, но немного проще. Если вы закончили 8 лет обучения/семинарии, то вам дается 180 дней, прежде, чем вы будете возведены в сан. Шесть месяцев дьяконства, и вы почти у цели.

      • По сути, это испытательный срок. Вы сможете испытать, что вас ждет. Это последнее препятствие, и преодолеют его лишь те, кто действительно хочет посвятить себя священничеству. К вашему сведению, обеты безбрачия и преданности Богу приносятся на этом этапе.
    1. Пройдите рукоположение в сан. Призыв епископа - последняя "проверка", действительно ли священничество - ваше призвание. Если епископ не рукоположит вас в духовный сан, значит, священничество - не ваше призвание. Если у епископа не будет какой-то причины на самом деле не рукоположить вас в сан, то все будет хорошо. Примите сан, и вы в деле!

    2. Получите назначение священника в определенном приходе. После того, как епископ рукоположит вас в сан, для начала вы будете назначены в епархию. В некоторых случаях вас могут попросить переехать. С размещением вам по возможности помогут.

      • По завершении процесса самое главное - остаться покорным Богу и безбрачным. Особых финансовых выгод это не принесет, но ваша душа будет парить.
    • Вы можете быть рукоположены в сан, даже если не являетесь католиком. Зачастую люди осознают свое призвание к священничеству тогда же, когда и необходимость принять католицизм.
    • Для процесса распознания крайне важна молитва. Важно посещать дневные мессы, часто исповедоваться, читать духовные книги и выбрать в покровители кого-то из святых.
    • Целибат и скандалы, связанные с сексуальным насилием, могут лишить вас решимости распознать свое призвание к священничеству. Поймите, эти страхи разделяют и многие мужчины в процессе получения сана, преодолеть их поможет молитва. Поймите также и то, что сексуальное насилие представляет собой действия лишь нескольких людей в церкви, но эти люди ни в коем случае не представляют собой ни церковь как целое, ни большинство священников.
    • Помните, поступление в семинарию не равнозначно принятию сана. Многие поступают в семинарии или становятся учениками в религиозной конгрегации, но понимают, что не призваны к священничеству. Так что, если вы не до конца уверены в своем призвании (и таких, кстати, абсолютное большинство), в семинарию или в ученики все равно можно поступить.
    • Помните о двух обетах католического священника: послушание и целибат. Эти обеты мирские священники приносят своему епископу. Священники ордена приносят обеты послушания, целомудрия и бедности.
    • Можете зайти на www.gopriest.com и заказать бесплатную копию книги отца Бретта А. Браннена "Спасти тысячи душ". Это, возможно, одна из самых мощных книг о прилежном распознании своего признания, книга бесплатная.
    • Можете посмотреть программу становления священником .
    • Термины "призвание" и "познание" пригодятся. Все призваны быть благочестивыми, но все по-разному -- призвания включают религиозную жизнь, священничество, одиночество и брак. "Познание" - длящийся всю жизнь процесс познания Бога через молитву и веру. Познание требует колоссального терпения.

Путь к деятельности священника, как и к любой профессии, начинается со специального образования. Чтобы стать священником, необходимо окончить духовную семинарию. Поступить туда может мужчина в возрасте 18-35 лет, имеющий полное среднее образование, холостой или состоящий в первом браке (разведенным или женатым вторично путь в семинарию закрыт). Кроме обычных документов, какие предъявляют во всех учебных заведениях, абитуриент должен представить рекомендацию православного священнослужителя, письменное благословение епископа, свидетельство о крещении, а если абитуриент женат – о венчании.

Представление всех необходимых документов не гарантирует допуска к вступительным экзаменам. Абитуриент должен пройти собеседование, в котором проверяются его убеждения и мотивы поступления в семинарию.

Главный вступительный экзамен – Закон Божий. Здесь нужно продемонстрировать знание православного учения, священной истории и богослужебного устава. Другие экзамены – церковная история и церковное пение. Сдают будущие семинаристы и экзамен языку в форме сочинения, но круг тем особый – церковно-исторический. Кроме того, абитуриент должен знать наизусть множество молитв и свободно читать по-церковнославянски.

Учатся в семинарии 5 лет. Будущие священники изучают не только богословие, богослужебные дисциплины и церковное пение, но и философию, логику, риторику, литературу и другие гуманитарные предметы. Выпускник семинарии должен определиться, будет ли он монахом или приходским священником. Во втором случае он обязан жениться.

Но получение специального образования еще не означает, что человек стал священником, ведь священство – это одно из таинств.

Священнослужителем человек становится в таинстве хиротонии – рукоположения. При этом на него нисходит Святой Дух, и благодаря этому священник становится не просто духовным наставником для мирян, но и носителем Благодати. Совершить хиротонию может только епископ, это происходит в алтаре во время литургии.

Хиротонии должна предшествовать хиротесия – рукоположение в иподиаконы. Это не священнослужитель, а церковнослужитель. На момент хиротесии не обязательно быть женатым, но если не женился до рукоположения, позднее вступать в брак уже нельзя.

Иподиакон может быть рукоположен в диаконы – это первая ступень церковной иерархии. Диакон участвует в совершении таинств, но не совершает их самостоятельно – за исключением Крещения.

Следующая ступень – рукоположение в священники. Священник, в отличие от диакона, имеет право совершать таинства, за исключением хиротонии.

Если речь не идет о монахе, от рукополагаемого требуется абсолютная моногамность. Не допускается не только развод и повторный брак самого посвящаемого (даже в случае смерти первой жены) – он не должен быть женат на вдове или разведенной женщине. Человек не должен состоять под церковным или светским судом или быть связан государственными обязанностями, способными помешать священническому служению. И, конечно, от будущего священника требуются особые нравственные и духовные качества. Это выявляется на особой ставленнической исповеди.

Третья ступень иерархии – архиерей. Такое рукоположение совершает собор архиереев. Не всякий священник может стать архиереем, это доступно только иеромонахам – священникам-монахам. Архиерей имеет право совершать все таинства, включая рукоположение, и освящать храмы по полному чину.

Православный священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа. Профессия подходит тем, кого интересует религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

По учению Церкви, священство - одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.

Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.

Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир. Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности. Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.

Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит - разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое. Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство - семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз. Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место.

Важные качества

Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения. Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.

Оплата труда

Где учиться на священника

Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.

Самые известные из них - Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.

Разговор пойдёт о священническом призвании. Иногда, встречаются на жизненном пути люди, которым, кажется просто прописано быть священниками, а они мирские. Часть людей, окончив семинарию, а часто и духовную академию, отказываются от рукоположения, часто ссылаясь на отсутствие призвания. Что ж оно такое, это призвание?

Вот, на мой взгляд, два вида призвания, не реализовать которые, это точно «зарыть талант в землю». Последствия всем известны(((.

1. Призыв Бога. Те люди, которые были обращены в веру осенением благодати, считают, что точно так же должно произойти и призвание на священство. Не ощутив этого, они не решаются стать на путь служения. И только ощутив получение дара Святого Духа в виде сверхестественного ощущения на пастырство, они готовы будут стать на путь служения. Такие призывы бывают. История знает примеры даже убегания от священства молитвенников и учителей, но священство, а потом и епископство их неумолимо настигало, как настигло призвание в миссионерство Савла.

2. Зов веры. Ещё одно определение призвания, с которым я встречался в рассуждениях семинаристов и священников, основано на внутренней убежденности безальтернативности их жизненного пути в статусе священника. Т.е., у человека внутри нет никаких сомнений. Как, не священником?! А кем же тогда? Нет! Только служить Богу. Не то что третьего, второго не дано! Причём, никакого получения дара пастырства такие люди не испытывают. Но все, кто так рассуждали, впоследствии оказались добрыми пастырями и очень активными церковными деятелями, хоть в 17 лет, хоть в 50.

Это и есть два вида именно призвания. Одно через прямое призвание, а другое – через горение веры и желание быть полезным Богу. Но священниками становятся не только таким путём. Если бы к сану было только этих два пути, то священников бы радикально не хватало. Потому встречаются не призвания, а приходы в священство. Вот те, с которыми мне довилось познакомиться, наблюдая за семинаристами и будучи знакомым со многими священниками.

3.Есть священники без призвания, но по наследству или благословению духовника, которому показалось , что его сын/духовный сын может быть священником. Они могут относиться к служению как к простой работе. Отслужил Литургию, требки отслужил, и день прошел. Если был пример с детства, то такой путь очень знакомый и понятный. И на него ступают, и служат, без энтузиазма, профессионально, иногда без души. Хотя есть у меня примеры наследственного священства с горением сердца и безальтернативностью служения. Но путь «наследственный» в стиле «ни рыба ни мясо» присутствует. Но он, кстати, ещё не самый худший.

4.Есть сознательный, чисто человеческий выбор служения, без ощущения безальтернативности, в надежде, что за желание быть полезным делу спасения людей, Господь укрепит веру и благословит служение священника. Часто бывает в зрелом возрасте, после прихода понимания, что служить Богу и людям в радость. А то, чем до этого занимался, только отвлекало в сторону. Опасность есть в принятии таких решений сгоряча, без знания содержания служения священника. Столкнувшись с приходской рутиной, может поломаться «красивая картинка» учительства и миссионерства, и возникнет сожаление о принятом решении.

Есть и опасные приходы на служение.

5.Выбор максималиста: если уж стал верующим, то только священником. Идущие по этому пути часто перегорают и могут жалеть о выбранном пути. Иногда и сходят с него, не выдержав напряжения внутреннего ропота.

6.Приход по тщеславию. Насмотревшись внешней стороны жизни некоторых знаменитых священников, или желая выделиться, или испытывая слабость к почитанию людей, которого часто удостаиваются священники. Бывают экземпляры, которым нравится ходить в священнических одеждах (не так как все). Некоторые считают себя потенциально великими богословами, не понимая, что на богословие у не священников времени намного больше. Кстати, хоть и опасный мотив, но если есть вера и понимание пути спасения, то в конце концов, после стабилизации, могут быть неплохими пастырями и учителями. Но не сразу.

Очень неблагочестивые мотивы:

7.Не нравится светская работа, вроде верю, и больше ничего не умею делать и ничему не хочу учиться. А не пойти ли мне в священники? Кадилом махать та проповеди читать. Сори за цинизм, это не мой подход, но он имеет место.

8.Предлагают по связям или за взятку «жирный приход», а у настоятеля мерс в гараже. Может и я себе наколядую/намахаю кадилом по-быстрому.

Самое страшное, что и такое бывает, хоть и не часто. Я знаю, что есть люди, ждущие осенения свыше, но которые и так горят живой верой и ищут любви. Поступая так, они остаются вне сана, оставляя места для исполнителей, а не служителей. Потому у меня и рождаются определённые соображения, не согласные с такой позицией. Если тщеславные, поправьте.

Представим человека, который прекрасно из многолетнего опыта знает суть служения иерея. Веру имеет достаточно глубокую. Давно и успешно работает по своей светской профессии. Но к нему приходит постепенное понимание того, что он мог бы служить с верой, и не служит. Он тратит кучу времени на изучение науки, совершенно бесполезной с позиций Царства небесного и даже где-то вредной с позиций спасения. Он понимает, что лучше эти усилия потратить на подготовку «Домой» себя и окружающих. Если у него есть опыт обращения людей из неверия в веру, то у него есть некоторые основания думать, что он может в служении выступить орудием Бога для спасения большего количества людей.

Он еще думает о том, что какой-то талант, с учетом вышесказанного у него есть. Он его получил от Господа, и зарывать его в землю нельзя, последствия из Евангелия всем верующим прекрасно известны. Человек понимает, что если он будет ждать призыва, как некоего разряда благодати у него в душе, то может и не дождаться. Не всех так призывают, даже если подобное произошло во время обращения в веру. И потом он не оправдается тем, что боялся войти в служение без явного призвания.

И вроде бы уже человек готов уйти в служение Богу. Но тут врубаются тормоза. А вдруг я только возомнил, что могу быть священником? А вдруг это во мне тщеславие говорит, и нет у меня вообще никакого таланта, и никто мне его не давал. Хотя я глубоко уверен, что те, кто получили обращение явным посещением благодати, уже имеют дар Святого Духа. И если к ним приходят мысли о священстве, то с большой вероятностью, что они от Бога. А вдруг это прельщение от бесов, которые знают, что потом я пожалею о выборе служения, и во мне проявится ропот? Вопросы правильные. И их самокритичный самопризывник должен задавать. Но откуда, ты, ограниченное творение, можешь знать, как благословится Господом твоё служение в его процессе, если ты будешь верен и старателен? Ведь даже козни бесов по их последствиям известны Богу, и Он их попускает, чтобы реализовался Его Промысел!!! И эти соображения всплывают в голове. А ещё понимание предоставленной мне Богом свободы выбора, которую он у меня не желает отбирать. И голова идёт кругом. При слабом уровне духовности не различить, где своё, а где привнесенное в голову извне.

Кстати, момент чёткого призвания, явного дара Духа, может отчасти бывает тем, кто внутри принял подобное решение самостоятельно. Если нет решения, то Бог через дар призывает редко, не нарушая свободы человека. Может давать дар тому, кто окажется орудием для Промысла, или тому, кто потом будет явно рад и будет благодарить Бога за призвание, а пока этого не осознаёт. Но в большинстве, человек сам должен проявить волю ко взятию креста служения. Или я не прав?

Обращаюсь с большой просьбой к священникам, которые дочитают статью до конца. Нам очень важны ответы на вопросы, чтобы понять, не слишком ли верующие осаживают порывы своей веры? Или не слишком ли они уповают на явный призыв, ожидая его, сложив руки? Ведь призыв оставить всё, взять крест и следовать за Христом и так постоянно звучит из Евангелия. Но кто уже связан семьёй и детьми, или не чувствует призвания к монашеству, тот может служить Христу диаконом или иереем. Понятно, можно оставаться на месте, и, совершенствуясь, спастись самому и помочь окружающим. Но если мысли о служении всё же регулярно и настойчиво всплывают, гнать их прочь (если нет первых двух видов призвания), или всё же есть другие правильные мотивы на служение, коих я не учел? Ведь в любом случае основным двигателем должна быть вера и желание послужить, даже если «побочные» мотивы не всегда святы (как то желание учительства или миссионерства).

Итак, вопросы, на которые хотелось бы получить ответы от действующих священнослужителей . Естественно, в обсуждении статьи могут принимать участие все желающие.

1.Расскажите, хоть инкогнито, хоть официально, что именно вас подвигло стать священником? Рассказ может быть лаконичным и без подробностей, если они не важны.

2.Чувствовали ли вы призвание от Бога на священство?

3.Что было у вас первичным: личный акт выбора или призыв благодати?

4.Как для себя понять, регулярные мысли о священстве – это прельщение с самомнением, максимализм веры или это таки готовность и желание к служению?

5.Может ли быть человеку предложение на священство не от Бога (если сам человек только размышлял об этом пути)?

6.Может в перечисленных выше видах становления на путь служения (8) я что-то упустил? Какие ещё есть мотивы становления священниками из вашего опыта или знакомых служителей?

Отвечать на вопросы можно и полностью, и выборочно. Как у кого будет со временем, вдохновением и готовности к открытости.

Не забывайте, что своими ответами, вы, возможно, поможете некоторым людям стать решительнее в поиске своего онтологически-правильного места под Солнцем.

Кто может быть священником? Как возник институт священства? Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний - митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Кто посредник?

- Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

- Что же тогда священство?

Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого - «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт - институт апостолов.

- А как возник институт священства?

В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого - «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого - «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого - «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

«После принятия сана вступать в брак запрещено»

Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?

Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого - это запрещено каноническими правилами.

- С чем связан этот запрет?

Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви - Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.

- Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?

Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.

- А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?

В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.

После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы - не ранее 30-летнего.

Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных. Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.

Быть образцом

Светское общество тоже предъявляет к священникам высокие требования в области морали. Почему же их поведение порой разочаровывает людей?

Прискорбно слышать о таком недостойном поведении. Мы живем в информационном обществе. И поэтому проступок священника практически моментально может стать достоянием гласности. Но самое печальное, что в таких случаях пятно позора ложится не только на самого нерадивого пастыря, но и на всю Церковь. Такова закономерность общественного сознания. Недостатки священника автоматически переносятся на всю Церковь.

Каждый священник должен помнить о том, какая ответственность на него возложена. Ведь ему вручается крест, на обратной стороне которого написаны важные слова: будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). В этих словах как раз и выражено главное нравственное требование, предъявляемое священнику. Он должен быть, в первую очередь, образцом для своих прихожан. Те нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть именно образец. Христос в Нагорной проповеди называет своих учеников светом мира: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16). Всякий христианин должен светить миру своей добродетельной жизнью. Но для пастыря Церкви это требование актуально вдвойне.

При этом мы должны понимать: и диакон, и священник, и епископ – тоже люди, которые борются с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с недостойным поведением священника, прежде всего, не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу об этом человеке, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение.

- А есть ли такие виды деятельности, которые не рекомендованы или запрещены священникам?

Каноны запрещают те виды деятельности, которые не совместимы с высоким служением. Священник не может предаваться пьянству и участвовать в азартных играх. Ему нельзя устраивать алкогольный пир и посещать места, в которых распивают спиртное. В постановлениях древних церковных Соборов также встречаются запреты для священников на участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, использованием масок. В Византии священнику запрещалось посещать ипподром или присутствовать на других подобных общественных увеселениях. Также нельзя посещать общественные бани, поскольку в них еще с языческих времен мужчины и женщины мылись вместе. Могут быть ограничения и по участию в свадьбе: если там происходят непристойные игры, оттуда следует удалиться. Также священнику строго запрещено поднимать руку на человека, даже на провинившегося. Не разрешаются любые занятия, связанные с пролитием крови (не только человека, но и животного). Это касается не только охоты, но и врачебной практики, особенно хирургии. Ведь в случае смертельного исхода (во время операции) хирурга могут обвинить в невольном убийстве, а это влечет за собой извержение из сана. Со священнослужением несовместимы и другие занятия (профессии): исполнение общественных и государственных должностей, пребывание на военной службе, ростовщичество и торговля (особенно винная). Что касается внешнего вида, то нельзя носить щегольскую и пышную одежду: она должна быть скромной и пристойной. Главная цель таких требований - оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.

Отвечать не только за себя

- Наличие семинарского образования – обязательное условие для принятия сана?

От кандидата в степень пресвитера и особенно епископа требуется и наличие основательных знаний, и умение передавать эти знания другим. Еще апостол Павел писал, что епископ должен быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1: 9). Поэтому в Церкви существует специальная система подготовки кандидатов в священство. До революции для рукоположения необходимо было успешно пройти курс обучения в духовной семинарии, а для епископа считалось обязательным окончание духовной академии. Хотя бывали случаи, когда высоких иерархических степеней достигали и без духовного образования. Яркий пример - духовный писатель XIX в. святитель Игнатий (Брянчанинов), сочинения которого вошли в золотой фонд православной аскетической литературы.

После революции система духовного образования была разрушена. В условиях жестоких гонений на Церковь получить духовное образование было просто невозможно. Потому к рукоположению допускали и тех, кто не имел образования. Но сегодня мы имеем достаточное количество учебных заведений для подготовки пастырей. Поэтому рукоположение кандидатов, не обучавшихся в семинарии, допускается лишь в виде исключения.
Те, кто обучается на дневном отделении духовных семинарий, могут принимать сан диакона, начиная с третьего курса. А к принятию пресвитерского сана мы обычно допускаем тех, кто учится на последнем (четвертом) курсе семинарии.

Вам часто приходится совершать рукоположение своих студентов. Интересуетесь ли дальнейшей судьбой бывших воспитанников?

Наши выпускники, как правило, возвращаются для служения в те епархии, откуда они были направлены на учебу. Мы стараемся поддерживать их в пастырском служении. Однако отследить судьбы всех выпускников едва ли возможно… В связи с этим хотел бы напомнить: еще до революции, когда Киевская духовная академия готовилась отметить свой 300-летний юбилей (в 1915 г.), профессор протоиерей Федор Титов решил собрать сведения о всех выпускниках, окончивших академию в течение XIX – начала ХХ вв. Он трудился несколько лет, собрал массу материала, но так и не смог решить столь масштабную задачу. Сейчас мы тоже занимаемся изданием материалов, собранных отцом Федором. Работая над ними, мы видим сколь неожиданно порой складывались судьбы наших выпускников…

- Насколько реалии современной приходской жизни влияют на систему обучения в духовной семинарии?

Разумеется, в духовной школе нужно получить всестороннюю подготовку: и теоретическую, и практическую, и общегуманитарную. Поэтому создать сбалансированный учебный план очень непросто. Мы регулярно корректируем учебные программы, исходя именно из современных нужд Церкви. Для нас крайне важны и обратная связь с выпускниками, и постоянное общение с правящими архиереями, которые прекрасно знают нужды своих епархий.

- Сколько священников служат в Украинской Православной Церкви?

Более 11 тысяч. Они несут служение на приходах, количество которых превышает 12 тысяч. В разных регионах - разная ситуация. В одних епархиях практически нет священнических вакансий, а в других - ощущается нехватка духовенства. Как показывает статистика, количественный рост священнослужителей Церкви (который начался еще после падения атеистического советского государства) продолжается и по сей день: создаются новые общины, возводятся новые храмы и монастыри.

О чем должен думать человек, которому впервые пришла мысль о священстве? Какой мотив должен присутствовать в таком желании?

Желание стать священником обязательно должно быть связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному обогащению. Принятие священства – принятие добровольного бремени. Ведь на Страшном суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь. Прежде чем стать священником, нужно испытать свое сердце…

Записал протоиерей Владислав Софийчук