«Арабская весна» перевернула Ближний Восток. Арабская весна: причины и последствия Арабская революция

События «арабской весны» начались осенью 2010 года в Сирии и Тунисе, а затем в 2011 году распространились на Египет, Ливию, Йемен.

В Бахрейне, Иордании и Марокко прошли демонстрации и протестные акции, но в силу исторических симпатий подавляющего большинства населения к правящим монархиям этих стран выступления не смогли запустить большой маховик массового гражданского неповиновения и достаточно быстро сошли на нет. Если добавить к этому списку такие страны как Палестина, Ливан, Судан, Сомали и Эритрея, где революция продолжается непрерывно, то получится, что больше половины стран, входящих в число 22 членов Лиги арабских государств, оказались замешанными в этом котле революционных волнений. Теперь, по прошествии четырех лет с начала «арабской весны», на ближневосточной геополитической карте вырисовывается новая картина стратегических интересов и военно-политического влияния ряда государств, которые претендуют на господство в определенных странах этого горячего региона.

Краткий экскурс в историю этого региона высвечивает несколько этапов в его геополитическом развитии. До окончания Первой мировой войны практически весь Ближний Восток находился под властью Османской империи вплоть до границ каджарского Ирана. Между османами и персами шла постоянная борьба за влияние на Ближнем Востоке. В ней также принимали активное участие и Россия, и Британия, и Франция. Но границы между этими мусульманскими «сверхдержавами» оставались более-менее стабильными.

В результате Первой мировой войны Османская империя распалась, а ее ближневосточные территории оказались под протекторатом Великобритании, Франции и Италии, которые получили мандаты Лиги наций на управление практически всем Арабским Востоком. Проект раздела арабских территорий между европейскими государствами был разработан еще в начале Первой мировой войны и носил название «соглашение Сайкса-Пико» по фамилиям министров иностранных дел Британии и Франции. Изначально в планах раздела Ближнего Востока принимала участие и Царская Россия, но она выпала из этой игры еще до окончания войны. В результате произошедших изменений в первой половине 20 века весь Ближний Восток, так или иначе, находился под влиянием европейских колонизаторских держав. Англия контролировала Египет, Палестину, Ирак, Южный Йемен, мелкие княжества Аравийского полуострова; Франция обладала контролем над Сирией и Ливаном и арабскими странами Северной Африки, за исключением Ливии, где прочно обосновались итальянцы. Попытки молодого Советского государства вступить в эту игру в 30-е годы через налаживание торговых и политических контактов с единственными независимыми государствами Аравийского полуострова – Саудовской Аравией и Йеменским Королевством не дали значительных результатов, да и Советскому Союзу было тогда не то ближневосточных дел. Соединенные Штаты в те годы пошли путем распространения своего экономического, а не политического влияния, в основном, развивая добычу нефти на территориях, прилегающих к Персидскому заливу.

Вторая мировая война подняла волну антиколониальных революций, благодаря которой в 50-60-е годы все арабские страны стали полностью независимыми, сформировав свои собственные государства. Последним в этой цепочке стал Южный Йемен, который только в 1967 году получил полную независимость от британского протектората.

Все эти годы арабские страны старались наладить интеграцию между своими государствами, чтобы реализовать этнонациональное чувство единства арабской нации. Сама эта идея выдвигалась еще в годы Первой мировой войны, когда аравийский король Хиджаза Хусейн в обмен на поддержку британцев против турок надеялся получить титул короля всех арабских государств, но его мечтам британцы на дали возможность реализоваться. Только в 1945 году поддержанные теми же британцами Египет, Иордания, Ирак, Ливан и Сирия стали инициаторами создания Лиги арабских государств (ЛАГ), в которую к настоящему моменту входят 22 государства, считающиеся арабскими по основному языку населения. Хотя ЛАГ не стала воплощением мечты о единой арабской нации, но она дала толчок внутриарабским интеграционным процессам. Если первые несколько лет ЛАГ находилась под британским влиянием, то уже вскоре, по мере укрепления самостоятельной политической линии таких стран, как Египет, Сирия, Ирак, Марокко, эта организация начала занимать и защищать собственную позицию по многим региональным и международным проблемам.

Без сомнения, определенной самостоятельности арабов способствовало их активное сотрудничество с Советским Союзом, который наладил прочные связи с Египтом, Сирией, Ираком, Йеменом, Ливией, Алжиром, оказывал всестороннюю поддержку Организации Освобождения Палестины. В 60-70-е гг. безусловным лидером арабских стран был Египет. Арабская национальная идея президента Гамаля Абдель Насера стала реализовываться в форме создания Объединенной Арабской Республики, в которую на короткое время вступали Сирия, Ливия, Йемен. Но объединительные тенденции не нашли свою благодатную почву, и уже в 1971 году Египет отказавшись от самой идеи объединенного арабского государства обрел новое название Арабская Республика Египет.

Постепенно в арабских странах усиливалось влияние США. Они сделали ставку на страны Аравийского полуострова, в которых американские компании активно развивали добычу нефти. Распад Советского Союза в 1991 году привел практически к полному сворачиванию сотрудничества его преемника Российской Федерации с арабскими странами, а место СССР стали занимать все больше западные страны. Но сохранившиеся в Арабском мире режимы прежних лет без большой охоты бросились в объятия новых западных партнеров, поскольку главный из них в лице США полностью поддерживал, в основном, Саудовскую Аравию и страны Аравийской шестерки. Для большинства соседних арабских стран они представали как политические выскочки, которые получили доступ к огромным природным богатствам и стали пользоваться ими для достижения своих политических целей. В 1981 г. был создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который еще больше укрепил влияние США на Ближнем Востоке. Совместные военные кампании против Ирака в 1990 г. и в 2003 г. сделали американо-аравийский союз прочным, а сама Саудовская Аравия стала в полный голос предъявлять свои претензии на главенство не только на Арабском Востоке, но и в более отдаленных концах исламского мира. США усиливали свое военное присутствие и на Ближнем, и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии, а аравийские государства способствовали тому, чтобы в различных странах этих регионов, включая Афганистан, Пакистан, Малайзию, Индонезию проникали более жесткие идеи фундаментального ислама, которые могли бы противостоять другим религиозным течениям, прежде всего, шиизму и политическим учениям, включая социализм. В России, в основном, на Северном Кавказе, зарождение и формирование так называемых «ваххабитских» течений, происходило при непосредственной поддержке, если не самих государств, то многочисленных благотворительных организаций из стран Аравийского региона.

Естественно, что «арабская весна» стала сильнейшим катализатором различных идейно-политических катаклизмов и способствовала переносу острия столкновения различных взглядов внутрь арабского мира. Хотя всплеск революционной волны в арабских странах был во многом связан с недовольством старыми режимами Туниса, Сирии, Египта, Ливии, Йемена, но последовавшие за всем этим события показали в полной мере, что столкновение стало происходить не столько между борцами за новое и старое, сколько между боевиками-исламистами и сторонниками нерелигиозного пути развития этих стран. Тунис и Египет смогли вернуться на рельсы неисламского пути развития более-менее бескровно, а вот Ирак, Сирия, Ливия, а теперь еще и Йемен впали в пучину многолетней гражданской войны, главным фактором противостояния в которой предстает именно религиозный. Факторы, способствующие развитию гражданского противостояния в каждой стране разные, но внутренний идейный раскол лежит именно между исламистами и их противниками. Нынешняя ситуация в Йемене, которая обострилась летом 2014 года и имела чисто политический характер, после начала авиаударов аравийской коалиции приобрела характер религиозного противостояния шиитов-хуситов, поддержанных Ираном, и так называемых «народных вооруженных отрядов», которые при полной финансовой и военной поддержке Саудовской Аравии будут неизбежно стоять на стороне исламистского антишиитского фронта. То, что йеменская Аль-Каида пытается взять под свой контроль восточные провинции Шабву и Хадрамаут, является явным показателем того, что дальнейшее развитие событий в Йемене будет идти по сирийскому сценарию, где исламисты воюют против режима Башара Асада.

В политической среде нет единого мнения, была ли бедность одной из основных причин «арабской весны». С одной стороны, именно бедность и безразличие властей заставили Мухаммеда Буазизи совершить акт самосожжения 17 декабря 2010 года. С другой стороны, над всем арабским миром к этому времени уже нависла угроза принудительной «демократизации». Огню достаточно было лишь немного заняться, чтобы в него со всех сторон полились тонны масла.
Безработицу также сложно считать причиной волнений. Среди людей старшего и среднего возраста она была незначительной. В государствах региона проводились достаточно эффективные экономические реформы. До реформ, уровень безработицы был высок, но в начале двухтысячных ситуация заметно улучшилась. Рост экономики нефтедобывающих стран и высокие цены на нефть способствовали появлению большого количества рабочих мест.

Проблемы пришли оттуда, откуда их совсем не ждали. Старые арабские режимы, несмотря на справедливые претензии по многим вопросам, не пренебрегали достижениями современной цивилизации. В восьмидесятые годы, благодаря модернизации системы здравоохранения, детская смертность в арабском мире практически сошла на нет, причем рождаемость оставалась традиционно высокой. Благодаря массовой вакцинации, внедрению современной медицины и привлечению иностранных специалистов, темп роста населения в арабских странах заметно вырос. Все это привело к резкому росту молодежи в общей численности взрослого населения. Накануне арабской весны безработица среди молодежи стала очень высокой. Причем в большинстве своем это была образованная молодежь.

На площади Тахрир

Как известно, молодежь в целом более склонна к радикализму, к экстремизму, чем люди среднего и пожилого возраста. Это достаточно известный, давно установленный факт. Таким образом, к 2010 году арабский мир наполнила взрывоопасная смесь из образованных, не женатых, безработных молодых людей — активных пользователей интернета. Именно с их помощью был раздут огонь «большой арабской революции». Когда организаторы флешмоба на площади Тахрир в Каире воззвали через Facebook к своим согражданам, ожидалась акция численностью 1500 — 2000 человек. Реальность превзошла ожидания в 100 раз.

Арабская зима

Если бы все арабские режимы поступили со своей молодежью так, как это додумались сделать в Саудовской Аравии, а именно — организовали для молодых людей рабочие места (монархия не пожалела средств ради того, чтобы выпускники ВУЗов были заняты в сфере образования), арабская весна могла быть менее масштабной. Менее масштабной — это значит она могла обойти стороной те арабские страны, которые, по мнению Запада, можно было «демократизировать» бескровно. Сирия, например, или Ливия, были обречены на погружение в «управляемый хаос». Свержение режимов Муаммара Каддафи и Башара Асада было обязательным пунктом в плане по глобальному переустройству мира в целом, и Большого Ближнего Востока в частности.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников:
«США использовали технологические новшества для того, чтобы контролировать настроения среди определенных слоев арабского общества. Таковой в первую очередь является «рассерженная молодежь», которая требует реформ. Американские аналитические центры пытались направить ее в русло, которое для США являлось бы гарантией сохранения своего влияния. Но одновременно с этим создается ощущение, что не только демократические процессы, но и конфликты, происходящие в арабских странах, являются хорошо управляемыми. Это похоже на использование элементов теории «управляемого хаоса».

Владимир Путин:
«В целом же происходящее в арабском мире весьма поучительно. События показывают, что стремление внедрить демократию с помощью силовых методов может и зачастую приводит к абсолютно противоположному результату. Со дна поднимаются силы, в том числе и религиозные экстремисты, которые пытаются изменить само направление развития стран, светский характер их управления».

Если статья была полезна

Арабская весна (2010 - 2011 гг.) и ее последствия

Арабская весна -- волна демонстраций и путчей, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. Произошли перевороты в Тунисе, в Египте и в Йемене; гражданские войны в Ливии (привела к падению режима) и в Сирии; гражданское восстание в Бахрейне; массовые протесты в Алжире, в Ираке, в Иордании, Марокко и в Омане; и менее значительные протесты в Кувейте, Ливане, Мавритании, в Саудовской Аравии, Судане, Джибути и Западной Сахаре. Столкновения на границе Израиля в мае 2011 года также были вдохновлены местной Арабской весной.

В ходе протестов использовались общие методы гражданского сопротивления в длительных кампаниях: забастовки, демонстрации, шествия и митинги, а также использование социальных медиа для организации, общения и информирования при попытках государственных репрессий и Интернет - цензуры. Многие демонстрации были встречены насильственной реакцией властей, а также проправительственных ополченцев и контрдемонстрантов. Основным лозунгом демонстрантов в арабском мире был «Народ хочет падения режима»

Последствия Арабской весны.

Лидеры арабских стран один за другим начали проводить собственные реформы (Кувейт, Иордания, Оман, Алжир, Катар), в ряде стран (Египет, Ливия, Тунис) свергнуто или отправлено в отставку правительство, в Саудовской Аравии и Бахрейне протесты были подавлены, в Сирии продолжаются столкновения оппозиции с властями, президент Йемена согласился уступить власть в обмен на личную неприкосновенность. В Египте, Сирии, Ливии и Йемене усилились позиции радикальных исламистов.

Экономическая цена Арабской весны

МВФ подсчитал цену Арабской весны, потери основных стран составили более 55 миллиардов долларов.

  • 1 января 2012 года заместитель генерального секретаря Лиги арабских государств по экономических вопросам Мухаммед аль-Таваджири сообщил, что только прямые финансовые убытки вследствие событий «арабской весны» к настоящему моменту составляют, как минимум, 75 миллиардов долларов.
  • 10 октября 2013 года британский банк HSBC опубликовал отчёт согласно которому к концу 2014 года валовой внутренний продукт в семи наиболее пострадавших странах - Египте, Тунисе, Ливии, Сирии, Иордании, Ливане и Бахрейне - будет на 35% ниже, чем мог бы быть, если бы не восстание 2011 года. Экономика Ближнего Востока из-за «весенних» событий потеряет 800 млрд. долларов до конца 2014 года. Отчёт учитывает, как прямые экономические потери, так и замедленный рост ВВП, и снижение объема инвестиций.

Влияние на мировую экономику

Начиная с 31 января 2011 отмечен рост мировых цен на нефть по фьючерсным контрактам. Согласно высказывавшимся тогда предположениям аналитиков это было вызвано опасениями, что происходящие волнения в конечном итоге могут охватить весь арабский мир. Из-за событий в Египте отменён проход нефтяного каравана через Суэцкий канал.

Особо бурный рост цен на нефть вызвали волнения в Ливии. К 23 февраля они достигли 100 долларов за баррель -- наивысшей цены с октября 2008 года. Ливия объявила о том, что не в состоянии выполнить ряд экспортных контрактов. Ливийские порты частично закрыты, отгрузка нефти практически остановлена. Остановлена также работа газопровода Greenstream, связывающего Ливию с Италией. Более того, по сообщению журнала Time, правитель Ливии Муаммар Каддафи отдал приказ взорвать трубопроводы, по которым нефть перекачивается на внешние рынки.

На время Арабской весны в 2011 году отмечен пик миграции из стран, охваченных ею, в Евросоюз тогда бежало около 140 тыс. человек.


Публикуем материал, присланный в редакцию сайт Андреем Котовым.

Для адекватного понимания того социально-политического кризиса, который охватил в 2011 г. многие арабские страны (Тунис, Ливия, Египет, Сирия, Ирак, Бахрейн, Йемен), получив название «Арабской весны», необходимо принятие нескольких познавательных предпосылок.

Первая: данный социальный кризис, как и любой иной, имеет глубокие внутренние причины и не может быть просто инспирирован действиями внешних сил. Вторая: социальные, идеологические и геополитические силы, участвующие в данном кризисе, должны быть рассмотрены с позиций «изнутри», т.е. анализ положения внутренних участников кризиса не должен смешиваться с анализом положения внешних игроков. Только при отходе от политизированных и идеологизированных подходов возможно более глубокое познание социальной реальности.

Прототипом «Арабской весны» как глубочайшего кризиса социальной структуры ряда арабских государств являются события в Алжире на рубеже 1980 – 1990-х гг. Именно развитие социального кризиса в Алжире, самой модернизированной на тот момент арабской страны (следствие влияния французского колониализма и политики правящей партии «Фронт национального освобождения»), стало образцом для наступившего спустя два десятилетия полномасштабного кризиса в других странах арабского мира. Первый этап данного кризиса – это нарастание социальной напряжённости в обществе и массовые народные выступления с требованиями социальной справедливости и политической свободы. Второй этап – это выдвижение на первый план исламистских движений, программа которых отвечает настроениям «арабской улицы». Третий этап – это острый конфликт между исламистами, выступающими с демократическими требованиями, и военно-бюрократической элитой, стремящейся сохранить свои привилегии. Четвёртый этап – это начало вооружённого противостояния между исламистами и армией, раскол в среде исламистов, выделение среди них радикального крыла, которое отказывается от демократических требований и ведёт террористическую борьбу. Пятый этап – это паралич государственных структур, дезинтеграция государства и погружение общества в хаос.

Каковы глубинные истоки подобного кризисного развития социума, с которым сталкиваются арабские страны? Очевидная причина заключается в проблемах, связанных с социальной модернизацией. Опыт пребывания у власти в арабских странах режимов, основанных на идеологии «арабского социализма», не привёл к существенной трансформации социальных структур, базирующихся на традиционных отношениях патронажа и клановой лояльности. Являвшиеся носителями прогрессистской идеологии в середине XX в. военные спустя полвека оказались сторонниками сохранения традиционной авторитарной системы управления обществом, в рамках которой огромные массы людей чувствуют себя лишёнными доступа к материальным благам: власти и собственности. В попытке осуществить подлинную модернизацию и демократизацию общества разворачивается протестное народное движение, которое можно назвать «революционным». Именно выступления арабских масс против авторитарных режимов, первые из которых произошли в Алжире в конце 1980-х гг. и которые переросли в 2011 г. в то, что стало известно под названием «Арабская весна», можно назвать первыми арабскими революциями, в противоположность официально называвшимся «революциями» военным переворотам 1950 – 1960-х гг.

Определённую аналогию можно провести с другими обществами, которые пережили массовые демократические движения, бросившие вызов авторитарным политическим традициям. Возьмём две страны: Россию и Иран. То, что переживает в наши дни арабский мир, эти две страны уже переживали столетие назад. Русские революции 1905 – 1907 и 1917 гг. представляют собой аналог протестного демократического движения, а фактический распад российского государства в 1917 – 1920 гг. с выделением нескольких противоборствующих сил и участием иностранных игроков – это аналогия того, что происходит в некоторых арабских государствах в настоящий момент. В России, как мы знаем, демократическое движение в итоге закончилось установлением однопартийной диктатуры, позднее переросшей в тоталитарный режим. Новый подъём демократического движения произошёл на рубеже 1980 – 1990-х гг.; его результатом стало установление олигархического режима, существующего и в наше время.

Иран, подобно России, также пережил несколько революций и волн демократического движения. Такими революциями стали Конституционная 1905 – 1911 гг. и Исламская 1978 – 1979 гг., а волнами – движения 1920 – 1921, 1945 – 1946, 1951 – 1953, 1997 – 1999 и 2009 гг. Установленный в 1979 г. в стране исламский режим сочетает авторитарные и демократические черты, показывая при этом гибкость и способность к демократической эволюции.

Как мы видим, демократические требования народных масс могут быть и не реализованы в полном виде или же могут привести к установлению диктаторских режимов, как произошло в Советской России. Что, например, произошло в Алжире в 1990-х гг.? Победу в кровопролитной гражданской войне одержала армия, успеху которой содействовали разобщённость исламистов, их дискредитация вследствие террора, отсутствие у них опыта как политической борьбы, так и ведения боевых действий, а также апелляция властей к наследию антиколониальной войны 1954 – 1962 гг. и политика примирения с привлечением умеренных исламистов к послевоенному восстановлению. Интересно отметить, что в те же годы аналогичный конфликт разворачивался за пределами арабского мира, на территории бывшего СССР, где гражданской войной был охвачен Таджикистан. Как и в Алжире, в Таджикистане против исламистов, действовавших совместно с демократами, выступили традиционные элиты, связанные со структурами коммунистической партии. Опираясь на клановые связи и поддержку России и Узбекистана, напуганных перспективой прихода к власти в стране «исламских фундаменталистов», бывшие партийные функционеры осуществили реванш и после кровавых боёв вернули себе власть. Как и в Алжире, с целью укрепления своих позиций они инициировали процесс национального примирения, кооптировав часть противников во властные структуры. Тем не менее главная проблема, стоявшая перед обеими странами, в тот период не была решена. Авторитарный характер политической структуры, в сущности, не был изменён.

Аналогичное движение охватило в 2011 г. арабский мир, приняв характер общеарабской революции. Впрочем, на смену первоначальным радужным ожиданиям победы демократии, хотя бы даже в «исламском обличии» (по примеру Турции), пришли тревожные настроения, связанные с перспективами межконфессиональной войны (сунниты против шиитов) и распада государств по ливанскому образцу. Именно Ливан, фактически распавшийся в период гражданской войны 1975 – 1990 гг., стал первым в современной истории национальным государством, временно прекратившим своё целостное существование и распавшимся на ряд территориальных образований, выстроенных в основном по этноконфессиональному признаку. Причины ливанского кризиса были иные, нежели алжирского, и были связаны, в первую очередь, с кризисом навязанной Францией модели «конфессиональной демократии». Вместе с тем истоки этого кризиса коренятся глубже, а именно, в кризисе самой модели национального государства, привнесённой извне и навязанной в обществах, идентичность которых строится на иных основаниях. По «ливанской модели» в дальнейшем происходил распад государственности в период конфликтов в Сомали, Афганистане, Боснии и Герцеговине, а в настоящее время – в Ливии, Сирии, Ираке. Таким образом, «ливанизация» ряда арабских стран стала объективным следствием развернувшегося структурного социального кризиса.

Революционные события в арабских странах вызвали резкую геополитическую и идеологическую поляризацию в регионе. Геополитические и идеологические силы, участвующих в «Арабской весне», можно сгруппировать в пять блоков:

1) консервативный суннитский блок: Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн. Он тесно связан с Израилем и США. На него ориентируются военная элита Египта (режим Сиси), движение «Достоинство Ливии» (генерал Халифа Хафтар), режим свергнутого президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади, а также силы сирийской оппозиции.

2) реформистский суннитский (умеренный исламистский) блок: Катар, Турция. Связан с США, противостоит Израилю. На него ориентируются движение «Братья-мусульмане», движение «Рассвет Ливии», силы сирийской оппозиции, палестинское движение «Хамас».

3) радикальный суннитский (радикальный исламистский / радикальный салафитский / джихадистский) блок: «Исламское государство» (Халифат). Изначально носил экстерриториальный характер и был представлен движениями, позиционировавшими себя в качестве региональных филиалов «Аль-Каиды» («Исламское государство Ирака», «Аль-Каида на Аравийском полуострове», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», сирийский «Джабхат ан-Нусра»). Джихадисты связаны со странами двух других суннитских блоков. Джихадисты вели борьбу с сирийским правительством, начиная с января 2012 г., а в декабре 2013 г. стали главной силой суннитского восстания в Ираке. 29 июня 2014 г. на базе отколовшегося от «Аль-Каиды» «Исламского государства Ирака и Леванта» был провозглашён Халифат, охвативший контролируемые группировкой территории Сирии и Ирака. Таким образом, джихадистский лагерь стал субъектом геополитических отношений, хотя и непризнанным с правовой точки зрения. Создание провинций (вилайетов) Халифата было провозглашено, кроме того, в Нигерии, Ливии, на Синайском полуострове, в Северном Кавказе и в Афганистане. От «Исламского государства» дистанцируются при этом другие джихадистские силы, связанные с «Аль-Каидой».

4) шиитский блок: Иран, Ирак, Сирия. На него ориентируются шиитские движения «Хезболла» (Ливан) и «Ансарулла» (Йемен), а также иракское шиитское «Народное ополчение», главная шиитская оппозиционная партия Бахрейна «Аль-Вифак» и палестинское движение «Хамас». Данный блок связан с Россией и Китаем, но также и с США (Ирак). В начале «Арабской весны» Иран выступал с концепцией «Исламского пробуждения», однако в итоге силы суннитов-исламистов оказались враждебны союзным ему режимам в Сирии и Ираке. Вследствие этого главный упор был сделан Ираном на поддержку антиимпериалистического, антисионистского и антиджихадистского движения в рамках «Оси сопротивления». В связи с этим данный блок поддерживают левые интеллектуалы Запада (Тьерри Мейсан).

5) светские демократы: Тунис, Иракский Курдистан. Кроме того, они участвуют в политическом процессе в Египте и Ливии на стороне соответственно режима Сиси и движения генерала Хафтара, а также в гражданской войне в Сирии (Свободная Сирийская Армия и ). Ориентируются на США и Европейский союз, но также получают поддержку от стран консервативного суннитского блока, поскольку противостоят в Египте и Ливии умеренным исламистам из числа «Братьев-мусульман». Данный лагерь представлен двумя силами: арабскими либералами и националистами. Их объединяет приверженность ценностям светского демократического общества. Регионального сотрудничества между светскими демократами (за исключением курдских националистов) нет, однако очевидно наличие у них особой идеологии и геополитической субъектности, благодаря приходу к власти в ряде стран.

Расстановка сил в шахматной игре под названием «Арабская весна» крайне сложна. Как мы видим, интересы двух противоположных по идеологической направленности лагерей (светских демократов и консервативных суннитов) фактически смыкаются в плане поддержки традиционных военных элит Египта и Ливии, выступающих в качестве главных противников демократизации общества. Другой пример партнёрства этих лагерей – это борьба с режимом Асада в Сирии, являющимся традиционной военно-бюрократической диктатурой, основанной на власти алавитского меньшинства над суннитским большинством. В борьбе с режимом Асада солидаризируются четыре блока, но для пятого блока, возглавляемого Ираном, сохранение этого режима является вопросом первоочередной важности. С другой стороны, экспансия «Исламского государства» также настроила против радикальных джихадистов как остальные четыре блока, так и тех джихадистов, которые не признали провозглашение Халифата (к ним относятся «Джабхат ан-Нусра» и другие силы, связанные с «Аль-Каидой»).

Главный вопрос, стоящий перед арабским обществом в наши дни, можно сформулировать следующим образом: быть или нет в арабском мире «исламской демократии» в иранском или турецком форматах? Именно этот путь представляется компромиссным для решения главной задачи арабского социума, т.е. перехода к демократической форме организации социальной жизни. Остальные варианты в виде установления светских демократических режимов, сохранения военно-бюрократических режимов и соответствующих им абсолютистских монархий или превращения региона в пространство террористического «Халифата» либо нереалистичны, либо обрекают страны региона на дальнейшую социальную стагнацию, либо ведут к утверждению нового воинствующего типа авторитаризма, угрожающего уже другим регионам мира.

2011 год войдёт как год «арабской весны» - народных волнений, прокатившихся в целом ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, принесших сокрушительные политические и социально-экономические изменения в этих странах.

Начало «арабской весны» было положено в январе 2011 года в Тунисе, где после бурных уличных демонстраций протеста президент Бен-Али, управлявший страной 23 года, был вынужден отказаться от власти и бежать в Саудовскую Аравию.

В январе-феврале волнения перекинулись в Египет, Бахрейн, Йемен, Ливию, Сирию, где проходили массовые демонстрации против существующих режимов, организованные оппозицией. В Тунисе, Египте, Бахрейне и Йемене главными причинами антиправительственных выступлений стали внутренние факторы: социально-экономический кризис, коррупция правящей верхушки, отсутствие реальных демократических свобод, этноконфессиональные противоречия. Государственные перевороты в этих странах произошли без открытого вмешательства извне и относительно бескровно.

В Ливии и Сирии, в отличие от Туниса, Египта, Бахрейна и Йемена, не было острого социально-экономического и политического кризиса. Главным фактором противостояния в этих странах являлись вооруженные оппозиционные группировки, желающие свергнуть существующую власть, и организовывавшие народные демонстрации по самым различным поводам.

Муаммар Каддафи и Башар Асад не пожелали идти на поводу у народных волнений и вступили в открытую вооруженную конфронтацию со сторонниками преобразований. При этом решающую роль в противостоянии сыграл внешний фактор - поддержка оппозиционных сил извне.

Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия

Причиной волнений, начавшихся в Ливии 15 февраля 2011 года, стал арест правозащитника Фатхи Тербиля (позже отпущенного на свободу), выступавшего официальным представителем родственников жертв массового убийства заключённых тюрьмы «Абу Салим», погибших (аж) 29 июня 1996 года, когда заключённые выступили с протестом против условий содержания. 17 февраля в городах Бенгази, Бевида, Зентан, Ружбан и Дерна начались массовые выступления, проходившие под лозунгами "Люди хотят свержения режима", которые быстро переросли в беспорядки. Протестующие нападали на полицейские участки и казармы, захватывая и теряя при этом статус демонстрантов. Вскоре в ходе массовых выступлений с обеих сторон появились убитые и раненые. Часть правительственных войск перешли на сторону мятежников и призвали начать марш на Триполи, в котором собиралось принять участие до 5000 человек.

За период с 18 февраля по 18 марта войскам, оставшимся верным Каддафи, удалось перехватить инициативу и начать успешное контрнаступление на отдельных участках фронта. В ночь на 18 марта Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 1973 от 17 марта (по нью-йоркскому времени), разрешающей применение вооруженных сил, входящих в НАТО, в Ливии, исключая наземное вмешательство. За данную резолюцию проголосовало десять стран. Пять стран, среди которых была и Россия, воздержались, против не голосовал никто.

Владимир Путин, в то время премьер-министр РФ, высказался о резолюции так: «Эта резолюция Совета безопасности, безусловно, является неполноценной и ущербной… Сразу станет ясно, что она разрешает всем предпринимать всё, любые действия в отношении суверенного государства… И вообще, это мне напоминает средневековый призыв к крестовому походу». Также он охарактеризовал политику США по вмешательству в конфликты в других странах как устойчивую тенденцию, в которой нет «ни совести, ни логики»… Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков уточнил, что высказанная Путиным оценка ситуации вокруг Ливии была его личным мнением.

Через несколько часов после этого с заявлением выступил президент РФ Медведев, который призвал быть осторожными в оценках ситуации в Ливии и назвал недопустимым и неприемлемым использование выражений типа "крестовый поход", которые, по его мнению, "по сути, ведут к столкновению цивилизаций". Позицию же России, поддержавшей резолюцию, охарактеризовал как адекватную реакцию на "безобразное поведение ливийского руководства по отношению к собственному народу". Самого Каддафи Д. Медведев назвал "нерукопожатным лицом", с которым бесполезно разговаривать.

19 марта (в 16.00 по местному времени) французские истребители вошли в воздушное пространство Ливии, совершив воздушную разведку с целью подготовки интервенции. А в 16.45 началась операция войск НАТО под кодовым названием "Рассвет одиссеи" (Operation Odyssey Dawn), в которой принимали участие США, Великобритания, Франция, Италия, Канада и Испания.

Результаты этой интервенции, вылившейся в полномасштабное семимесячное вооруженное противостояние с участием авиации НАТО, общеизвестны. Режим Муаммара Каддафи был свергнут (Каддафи был убит 20-го октября 2011 года), но чрезвычайно высокой ценой. Война в Ливии принесла многочисленные разрушения инфраструктуры, унесла жизни десятков тысяч человек, разделило население на враждующие кланово-племенные группировки, остановила работу большей части общественных учреждений.

Сейчас в Ливии действуют два противоборствующих правительства, и «Исламское государство»* поспешило воспользоваться сложившейся ситуацией. Теперь в стране функционируют тренировочные лагеря боевиков. 3 марта 2016 года представитель генерального секретаря ООН в Ливии Мартин Коблер заявил: «Боевики террористической группировки «Исламское государство»* в Ливии представляют всё большую угрозу как для самой страны, так и для всей Северной Африки и других регионов».

Госсекретарь США Джон Керри во время слушаний в американском конгрессе в конце февраля текущего года на вопрос о Ливии ответил, что эта страна находится на грани распада. «Последние месяцы мы прикладываем все усилия, чтобы сформировать единое правительство в Триполи. Если противоборствующие силы в стране не объединятся, Ливия станет недееспособным государством», - сказал он.

Сирийская Арабская Республика

Беспорядки в Сирии начались 15 марта 2011 года в Дамаске и Алеппо. Протесты были вызваны лишением свободы и, якобы, пытками нескольких молодых студентов, которые были арестованы за написание антиправительственных граффити в городах "Люди хотят падения режима". В последующую неделю беспорядки перекинулись и на другие города, увеличиваясь в размерах. 20 марта в южном городе Даръа, который сирийская оппозиция иногда называет «колыбелью революции», протестующие сожгли местную штаб-квартиру правящей партии Баас, здание суда города и здание телефонной компании. В ответ на эти действия силы безопасности открыли огонь по протестующим толпам. В тот день были убиты 15 демонстрантов и 7 полицейских.

Акции протеста продолжились 23 марта возле мечети аль-Омари. Несколько вооруженных оппозиционеров напали на остановившуюся возле мечети санитарную машину, в результате чего были убиты водитель машины, врач и спасатель. Сотрудники сил безопасности открыли огонь по нападавшим боевикам, часть из которых укрылась в мечети. В результате операции по обезвреживанию боевиков силами безопасности мечеть была занята и в ней найдены спрятанные боеприпасы. При этом погиб один сотрудник сил безопасности. В дальнейшем, против демонстрантов, проводивших акцию протеста у мечети, был применен слезоточивый газ. В ходе беспорядков погибли 5 человек.

Со временем протестное движение перекинулось на большую часть сирийских городов. Основными требованиями оппозиции были: отставка президента Башара Асада, отмена режима чрезвычайного положения (действовавшего с 1962 года) и проведение в стране демократических преобразований. К лету 2011 года противостояние между властью и оппозицией переросло в полномасштабный вооружённый конфликт.

Сложившейся в Сирии ситуацией не преминули воспользоваться США. Сирия уже давно имела статус враждебной Соединенным Штатам державы. Отношения Вашингтона с этой страной резко ухудшились в 2000 году после прихода к власти 34-летнего Б. Асада. Тогда же американское руководство обвинило сирийское правительство в том, что оно представляет собой угрозу с точки зрения распространения ОМП, в том числе ядерного. По отношению к этой стране США ввели односторонние экономические санкции. Официально было объявлено, что Дамаск причастен к поддержке терроризма и потому США безоговорочно поддержало повстанцев из сирийской оппозиции, несмотря на то, что большая их часть так или иначе была связана с террористической организацией "Аль-Каида". Подавляющее большинство европейских стран и стран ЛАГ выступи на стороне США.

На протяжении последующих четырех лет США, под разными предлогами, неоднократно пытались инициировать военную интервенцию в Сирию с участием стран НАТО. Однако, каждый раз Россия и поддерживающий ее Китай заявляли, что ситуация в Сирии, несмотря на обострение и напряжённость, не представляет угрозы международному миру и безопасности, и призывали мировое сообщество воздержаться от вмешательства во внутренние дела этой страны. Так в июне 2012 года глава МИД России Сергей Лавров в ответ на заявление президента Франции Франсуа Олланда о возможности военного решения конфликта, если оно будет проведено в соответствии с международным законодательством, предупредил, что Россия поставит сирийскому правительству современные системы ПВО и будет продолжать блокировать инициативу вмешательства Совета Безопасности ООН в сирийский конфликт.

В августе того же года президент США Барак Обама заявил о возможности военного решения конфликта в Сирии, если появится серьёзная угроза применения химического или биологического оружия и к началу декабря Пентагон разместил вблизи сирийского побережья морскую группировку в составе авианосца Eisenhower и ещё двух десятков военных кораблей.
В ответ на это 18 декабря Министерство обороны России сообщило, что к берегам Сирии отправлена эскадра военных кораблей: сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», большие десантные корабли «Калининград» и «Александр Шабалин». До конца февраля 2013 года эскадра пополнилась отрядом кораблей в составе ракетного крейсера «Москва» и сторожевого корабля «Сметливый», больших десантных кораблей «Азов», «Саратов» и «Николай Фильченков», на борту которых находилось 2000 солдат морской пехоты и боевая техника.

Применение 19 марта 2013 года боевиками оппозиции химического оружия против гражданского населения в пригороде Дамаска привело к усилению международного давления на режим Б. Асада, обвиненного США в использовании боевых отравляющих веществ. Вероятность прямого вооруженного вмешательства Запада в сирийский конфликт была высока как никогда: 1 сентября президент США Барак Обама направил в сенат и палаты представителей проект резолюции, санкционирующей военную операцию против Сирии.

5-6 сентября на итоговой пресс-конференции проходившего в Санкт-Петербурге саммита G20 президент РФ Владимир Путин заявил, что применение химического оружия в САР - это провокация боевиков, а удар по этой стране без санкции ООН будет вне закона. Во время встречи на саммите с Бараком Обамой Владимир Путин выдвинул инициативу поставить под международный контроль химическое оружие в Сирии, а впоследствии уничтожить его, и призвать власти этой страны присоединиться к Организации по запрещению химического оружия. Предложение Путина было поддержано Б. Обамой и приветствовано сирийским руководством. Сирийская же оппозиция отвергла предложение России по установлению международного контроля над химическим оружием в арабской стране и потребовала от западных стран "ответа" на действия "режима Асада". Однако, российская инициатива по химическому оружию надолго выбила почву из-под ног сторонников агрессии против Сирии.

Вслед за этой инициативой Россией были предприняты попытки развить успех и добиться политического урегулирования сирийского конфликта на второй международной конференции в Женеве в январе-феврале 2014 года. Однако взгляды властей Сирии и оппозиции, а также позиции их зарубежных спонсоров оказались несовместимы.

Запад, твердя как мантру «Асад должен уйти», тем не менее, не спешил оказывать военную помощь оппозиции, требовавшей поставок оружия, так как к началу 2014 года со всей остротой проявились негативные последствия сирийского конфликта. Радикальные исламистские группировки, в первую очередь «Джебхат ан-Нусра»* и «Исламское государство»*, стали самыми активными участниками боевых действий, бросив вызов не только сирийскому режиму, но и противникам Б. Асада, оттеснив оппозицию. Провозгласив в конце июня 2014 года Сирию одним из вилаятов «всемирного халифата», ИГ*, с молчаливого одобрения США и их сателлитов, к сентябрю 2015 года в ходе боевых действий захватило около 70 % территории Сирии. По мнению западных экспертов до падения власти Б.Асада оставалось совсем недолго.

Однако, в конце сентября 2015 года, совершенно неожиданно, в Сирии появилась новая военно-воздушная база с российским вооружением и военными специалистами, произведя на Западе настоящий фурор. Участие России в антитеррористической операции против ИГ* на территории Сирии началось 30 сентября по приглашению законного президента этой страны Б.Асада. Авиаудары, наносившиеся бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей и вертолётов, стратегическими бомбардировщиками дальней авиации ВКС РФ, обстрелы целей крылатыми ракетами с кораблей Каспийской флотилии и Черноморского флота в течение пяти с половиной месяцев, позволили армии САР развить наступление на боевиков ИГ*, освободить большую часть захваченной ими территории страны и начать мирные переговоры с вменяемой оппозицией.

Каким образом станут развиваться дальнейшие военные и политические события в САР, покажет время. Хочется надеяться на то, что в многострадальной Сирии наконец-то наступит мир.

Сравнивая течение событий «арабской весны» в Ливии и Сирии, можно сделать лишь один вывод: в любой самой неадекватной ситуации ее решение зависит от конструктивной или деструктивной позиции заинтересованных сторон. Как видим, решение сложившихся ситуаций в Ливии и Сирии - две большие разницы, как говорят в Одессе.

* Запрещена в Российской Федерации.